Варианты несостоятельности рынка и несостоятельности власти. асимметричность информации

Рынок - это эффективный механизм регулирования производства и цен, распределения ограниченных ресурсов. Однако возможности рынка ограничены, рыночный механизм имеет существенные "дефекты" и в ряде случаев рынок терпит "фиаско". Рынок способен эффективно удовлетворять только те потребности в товарах и услугах, которые подтверждены деньгами покупателей, их платежеспособным спросом и производство которых обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.

Практика XX века показала, что саморегулирующаяся рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, которая, по выражению Адама Смита, направлялась "невидимой рукой" рынка, сама по себе больше не способна обеспечить эффективное, безкризове функционирования индустриальной экономики, что особенно ярко показала "Великая депрессия" 30-х годов (мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг.).

В этих условиях возникла объективная необходимость дополнить "невидимую руку" рынка "видимой рукой" государства. В результате на Западе постепенно сформировалась система государственного макроэкономического регулирования рыночной экономики.

Основная задача государственного регулирования - устранить "дефекты" рынке, ограничить рыночную стихию, компенсировать ограниченность рыночного механизма саморегулирования по преодолению экономических спадов, инфляции, безработицы.

Следует подчеркнуть, что государство не подменяет рынок, а лишь создает условия для его эффективного функционирования.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется только в пределах, очерченных частной собственностью на средства производства, которая была и остается экономической основой рыночной системы, хотя отношения частной собственности в XX веке и подверглись существенной модификации.

Основная цель государственного макроэкономического регулирования заключается в том, чтобы обеспечить общие условия общественного воспроизводства, установить "общие правила игры" для всех хозяйствующих субъектов и обеспечить эффективный контроль за их выполнением.

Именно на основе гибкого сочетания рыночного саморегулирования и государственного макроэкономического регулирования в XX столетии возникла качественно новая экономическая система - смешанная экономика, которая сейчас существует во всех экономически развитых западных странах.

Несовершенная конкуренция. Характеризуя механизм рыночного саморегулирования, невозможно не остановиться отдельно на главном инструменте, который обеспечивает условия его функционирования, - конкуренции.

Обеспечивая себе стабильность и избавляясь от давления соперничества, фирмы часто сливаются со своими соперниками. Следовательно, появляется реальная угроза образования монополий.

Поэтому отсутствие или ограничение конкуренции, несомненно, приводит к повышению цен, нерационального расходования ограниченных ресурсов, снижение уровня жизни, так как население может позволить себе покупать меньше товаров и услуг по монопольным ценам.

Проблемы, связанные с информацией (недостаточная, неполная или асимметричная информация).

Не будучи хорошо информированными, главные действующие лица рынка - потребители, наемные работники, предприниматели - могут принимать решения, которые не отвечают их собственным интересам.

Если эти решения основываются на неадекватной и недоброкачественной информации, то рынки не будут работать так, как надо. Другими словами, рыночный механизм не будет эффективно распределять ограниченные экономические ресурсы, товары и услуги.

Так, потребители например, могут быть недостаточно информированными о качестве товаров и услуг, которые они покупают, или о наличии других товаров, которые могут удовлетворять их потребности и способствовать максимизации общей полезности потребителей.

Те рабочие что потеряли свои рабочие места, и стали безработными, могут не знать о наличии вакансии на других рынках труда.

Предприниматели также могут не обладать информацией, например, об изменениях в деловой активности и др.

Кроме этого, современные экономики являются настолько сложными системами, что достаточно мало людей могут проанализировать и оценить всю необходимую информацию, которая позволяет принимать эффективные решения.

- Ограниченная мобильность ресурсов. Другим фактором, который может привести к сбоям в работе рыночного механизма, является ограниченная мобильность ресурсов.

Например, работники отрасли находится в кризисном состоянии, не могут перейти в перспективные отрасли из-за отсутствия нужной квалификации или денежных средств, необходимых для переезда.

Фирмы часто продолжают эксплуатировать устаревшие машины, станки, оборудование до тех пор, пока последние себя не окупят. Это увеличивает расходы на единицу продукции, снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой. В конечном итоге, это лишает деловые фирмы более выгодных инвестиционных возможностей и негативно влияет на эффективность работы рыночного механизма.

- Внешние эффекты. Внешние эффекты (их часто называют побочными последствиями экономической деятельности, затратами или выгодами третьей стороны, екстерналіями, или переливами) выступают другой форме "фиаско" рынке.

Как известно, одной из важнейших функций рыночного механизма является передача информации о альтернативные издержки производителей товаров и услуг.

Рынок делает это с помощью цен. Система цен работает эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям.

Равновесная цена, установившаяся на уровне сбалансированности спроса и предложения, отражает уровень альтернативных возможностей участников обмена. В противном случае они используют свои ресурсы в другом месте.

Однако иногда могут возникать ситуации, когда выгоды или потери от производства или потребления товаров или услуг не находят полного отражения в рыночных ценах и создают некоторые побочные эффекты, которые влияют на третью сторону, то есть на субъектов, которые не принимали участия в обмене. Такие ситуации носят название внешних эффектов.

Как известно, рыночные операции - это добровольный обмен, в ходе которого люди обменивают товары за деньги. Например, когда фирма использует ограниченные ресурсы, такие как металл, то она покупает металл у владельца металла на рынке металла.

Однако, много сделок на самом деле имеют место вне рынков. Так, компания, которая производит моющие средства, может сбрасывать вредные отходы своей производственной деятельности в окружающую среду, например, в водоем и загрязнять его для людей, которые купаются или ловят рыбу в этой воде. Эта компания использует чистый ограниченный ресурс - воду и ничего не платит людям, которые страдают от загрязненной воды. Другая компания, напротив, разбивает у своего офиса живописный площадка с прекрасными цветами и местами отдыха для своих рабочих, и люди получают выгоду, любуясь пейзажем и дыша чистым воздухом.

В обоих случаях фирмы или наносят вред или приносят выгоду людям вне рыночными операциями, то есть существует экономическая действие без экономической платы.

Такие результаты экономической деятельности, которые выходят за рамки рыночных отношений называют нерыночными ситуациями.

Понятие "внешний эффект" используется постольку, поскольку эти влияния (на доходы или расходы) являются как бы внешними для рыночной системы.

Внешние эффекты возникают тогда, когда какая-то деятельность, связанная с производством или потреблением товаров и услуг, осуществляет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, что не отображается ценам.

Иначе говоря, внешние эффекты - это любые действия хозяйствующих субъектов, которые, влияя на другие хозяйственные субъекты, не регулируется рыночным механизмом.

Итак, внешние эффекты - это благоприятные или неблагоприятные побочные последствия, возникающие в результате воздействия производства или потребления товаров и услуг на благосостояние людей, и которые прямо не вовлечены в рыночный обмен.

Таким образом, внешние эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимального размещения благ в экономике.

в Зависимости от характера влияния на другие хозяйственные субъекты экономисты различают отрицательные внешние эффекты, негативно влияют на хозяйственную деятельность других субъектов (отрицательные внешние эффекты еще называют "расходами третьей стороны") и положительные внешние эффекты, что создают для других субъектов дополнительный полезный эффект, который ничего не стоит (положительные внешние эффекты часто называют "удобствами третьей стороны").

Общественные товары и услуги. Потенциальным источником "неудач" рынка является существование товаров и услуг общественного потребления, или общественных товаров.

Анализируя поведение потребителей и производителей, мы исходили из того, что большинство товаров и услуг, которые производят и обменивают на рынке, является товарами индивидуального потребления, предназначенные для индивидуального потребления отдельным лицом или семьей (домохозяйством).

Товары индивидуального потребления имеют два основных свойства. Этими стандартными свойствами являются конкуренция и исключительность.

Конкуренция означает, что и количество товара, которую потребляю я, не может быть потреблена другим. Потребление товара каждым конкурентным лицом уменьшает количество товара, имеющееся для потребления другими лицами.

Исключительность означает, что меня могут не допустить к потреблению определенного товара или услуги. Производители или продавцы подобного товара могут отказать потенциальному потребителю в тех случаях, когда он пытается потреблять товар, не платя за данный товар установленную цену.

Если товар является конкурентным и исключительным, то он имеет название чистого индивидуального или чистого частного блага.

Некоторые товары не являются ни конкурентными, ни исключительными. Такие товары выступают как общественные товары.

Общественные товары - это такие товары и услуги, которым присущи две особенности: совместное потребление и невозможность исключения из процесса потребления. Иначе говоря, общественные товары имеют две характерные черты: неконкурентность и не исключительность.

Неконкурентность заключается в том, что потребление таких товаров или услуг одним лицом или семьей не уменьшает их полезности для других. Это также называется свойством потребления без соперничества, или совместным потреблением.

Неконкурентность означает, что имеет место относительно равномерное потребление таких благ всеми членами общества без дополнительных затрат. Так, предельная стоимость предоставления права пользования общественным благом еще одному дополнительному потребителю будет нулевой. Например, рождение еще одного человека вряд ли увеличит расходы на национальную оборону.

Появление еще одного корабля возле морского побережья также не требует дополнительных затрат для выполнения маяком своих функций.

не исключительность означает, что не существует возможностей запретить потребление общественными благами какого-либо только на том основании, что он за них не заплатил.

Неконкурентный и неисключительный товар имеет название чистого общественного блага.

Примером чистого общественного блага может быть национальная оборона. Армия охраняет всю страну от внешнего вмешательства. Обеспечения обороны одного лица не означает, что оборона других граждан страны будет меньше, потому что все население страны пользуется этой услугой совместно. Каждый гражданин страны автоматически попадает под защиту государства и даже те из них, которые не желают этого, поскольку не существует механизма исключить последних.

Представим себе, что произойдет, когда армия перейдет к сугубо рыночным методам хозяйствования.

Ни один частный предприниматель не сможет продавать оборону гражданам страны и оставаться в бизнесе. Невозможно продавать оборонные услуги тем, кто этого желает, и отказывать тем, кто за это не платит. А если защиту можно получить бесплатно, то зачем платить? Это известная проблема "безбилетника" (или "зайца", или "фрирайдера") - как на транспорте. Подобная проблема возникает и в ситуациях, связанных с предоставлением общественных товаров и услуг.

Итак, общественный товар национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана, судебная система и др.) не могут выступать на рынке как обычный частный товар, цена которого определяется на основе спроса и предложения.

Во всех странах эти товары должны обеспечиваться государством, поскольку ни одна частная фирма не имеет экономических стимулов предоставлять такие товары и услуги, в то время, как каждый из нас нуждается,

Затраты на все эти виды деятельности, связанные с предоставлением общественных товаров и услуг, призванная осуществлять государство, направляя через государственный бюджет необходимые ресурсы. Граждане должны платить за них, внося свои платежи в бюджет в виде налогов. Налоги напоминают цену, которую граждане платят за общественные товары, однако налоги существенно отличаются от цены, поскольку они не являются добровольными.

Необходимо также отметить, что наряду с чисто общественными товарами могут существовать и товары, которые являются неконкурентными, но исключительными, другие являются неисключительными, но конкурентными, то есть существуют смешанные блага.

Смешанное благо - это благо, которое сочетает в себе черты как частного, так и общественного блага.

К ним, в частности можно отнести насущные блага (достаточные блага), то есть такие блага, потребление которых считается необходимым увеличить (среднее и высшее образование, музеи, библиотеки, национальные парки и др.).

На такие блага можно установить цену, и они могут поставляться частным сектором.

Однако все эти блага несут в себе значительные внешние выгоды, а это, как известно, приводит к тому, что рыночная система, прежде всего частный сектор, не будет производить такие блага в достаточном количестве. Поэтому государство берет на себя их производство и финансирование, чтобы не допускать возможного возникновения дефицита таких товаров, в которых заинтересовано все общество.

Неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве.

Проявляется в результате неисключительного и (или) неконкурентного потребления благ. Неисключительность означает, что индивидам, не оплатившим благо, нельзя воспрепятствовать им воспользоваться. Например, все используют преимущества чистого воздуха независимо от того, сделали они вклад в борьбу с его загрязнением или нет. В этом случае индивиды не станут платить за благо, которое они могут получить даром, и, следовательно, рыночная система обмена не работает. Потребление блага является неконкурентным, если его потребление одним индивидом не препятствует потреблению его любыми другими индивидами. Опять-таки, удовольствие от вдыхания чистого воздуха является неконкурентным. В этом случае взимание платы, препятствующее потреблению товара, невозможно, так как товар является доступным и бесплатным для любого желающего. В этом случае рыночная система не может обеспечить оптимального уровня потребления. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с благами, потребление которых частично является конкурентным, а частично неконкурентным. При наличии внешних эффектов рынок может оказаться неспособным обеспечить оптимальный уровень производства, хотя некоторые экономисты считают, что эта проблема может быть преодолена через торг всех заинтересованных сторон.

Наличие несостоятельности рынка часто рассматривается как оправдание государственного вмешательства в рыночные процессы. общий принцип состоит в том, что, если некий субъект в экономике испытывает потребность в получении какого-либо блага (или в прекращении вынужденного потребления антиблага), причем данная потребность может быть удовлетворена только посредством взаимодействия по крайней мере с еще одним субъектом, то для данного блага (или антиблага) должен существовать рынок и на него должна устанавливаться цена. Это условие должно выполняться для любого блага (антиблага), будь то хлеб, фабричный дым или национальная оборона. В первом случае мы имеем дело со стандартным частным благом, во втором - с внешним эффектом, в третьем - с общественным благом. Чтобы было достигнуто оптимальное по Паре-то распределение ресурсов, на все перечисленные блага (антиблага) должны устанавливаться цены; в случае отсутствия рынков этих благ (антиблаг) субъекты могут оказаться не в состоянии информировать других субъектов о возможности заключения взаимовыгодных сделок, обеспечивающих повышение благосостояния обеих сторон.

Рынок труда

2.Рынок труда - в узком смысле - место, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом рабочей силы.Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компонентами рынка труда являются:

Спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;

Стоимость рабочей силы;

Цена рабочей силы;

Конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками

Субъектами рынка труда выступают:

Работодатели и их представители (союзы);

Работники и их представители (профсоюзы);

Государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.

3.Абсентеизм политический

Современное применение термина: "абсентеизм" - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе.

Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным "верхам", сформировать пассивную личность.

1. Основные причины абсентеизма

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

Проблема абсентеизма принадлежит к тем проблемам социологического познания, которая на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных социологов, исследующих процессы, протекающие в политической сфере жизни общества. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, среди которых, прежде всего, необходимо назвать четыре основные.

Первая причина такова. Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Вторая причина. Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Особенно быстрыми темпами растет число тех, кто не желает участвовать в выборах структур региональной власти, глав органов местного самоуправления. Сегодня нередки случаи, когда местными законодательными органами принимаются акты, в которых выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие 20-25% зарегистрированных избирателей. Очевидно, что снижение числа граждан, принимающих участие в голосовании, переводит в практическую плоскость проблему легитимности власти, которая сегодня многими осознается как главная проблема современного этапа развития постиндустриального общества.

Третья причина. политический деятель, не получивший поддержки большей части населения не может рассматриваться как носитель законной власти, что обычно ведет к дестабилизации социального организма, порождает многочисленные кризисные явления

четвертая причина не выработана единая точка зрения на природу абсентеизма; нет четкого представления о главных причинах, заставляющих индивидов принимать решения "не участвовать в политике вообще" и в выборах в частности; не сформировалось мнение и относительно того, как связан абсентеизм с формой правления, с эффективностью деятельности институтов государства, семьи, образования и т.д.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

2. Виды политического абсентизма

пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в "безучастном" (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.

Электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не "участием во власти", а ценностно-ориентационной деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия "неучастие в голосовании", которое широко применяется социологами и политологами для описания процессов, протекающих в политической сфере жизни общества.

Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.

Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, процент нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.

Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что "молчащие" и "пассивные" составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как "молчаливое большинство".

Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.

На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Практика развития политического процесса в России говорит о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии. Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам.

Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.

Возникновение абсентеизма как феномена российской политической практики связано с рядом объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются деформации в политической системе общества, падение доверия к институтам государственной власти, уменьшение значимости демократии как ценности для представителей различных электоральных групп.

Таким образом:

1. Численность абсентеистов находится в прямой зависимости от типа и уровня выборов.

3. Материальное положение и социальное самочувствие не являются главными факторами, определяющими выбор индивидом абсентеистского типа поведения. Выбор абсентеистского типа электорального поведения определяется в первую очередь причинами политического порядка.

4. Масштаб абсентеизма в различных половозрастных группах различен. Значительную долю абсентеистов составляют женщины в возрасте 30-49 лет, имеющие высокий уровень образования, высокий социальный статус.

5. В среде абсентеистов можно выделить две основные группы, демонстрирующие различные типы электорального поведения: а) группу радикалов и б) группу конформистов.

6. По мере падение роли демократических институтов и выстраивания жесткой вертикали власти количество абсентеистов будет возрастать.

Рынок не только мощный фактор экономического роста, но и не менее сильный катализатор возникновения негативной экономической ситуации и социальных конфликтов в обществе. Современная экономическая наука критикует «невидимую руку» рынка. Критика касается «несостоятельности» рынка и его ограниченности, «несправедливого распределения доходов» и «несправедливого распределения собственности».

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособ-ление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Несостоятельность рынка проявляется в том, что он не способен противостоять монополистическим тенденциям; не заинтересован и не способен производить общественные блага; рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов; рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов; рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию.

Из многих возможных причин отказов рынка особого внимания заслуживают внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, а также асимметричность информации.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечивать передачу информации о редкости в форме цен. Для того чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации при которых поведение производителей и потребителей оказывает воздействие на третьих лиц. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты.

Внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынки воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными (внешние выгоды) неблагоприятными (внешние затраты).

Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Это означает не выявленное в сделке использование ресурсов без оплаты.

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда предприятия загрязняют окружающую среду. В этом случае внешний эффект представляет собой внешние издержки предприятий. Такие издержки выражаются в дополнительных издержках фирм, которые они имеют в связи с тем, что должны принимать дополнительные меры, предотвращающие загрязнение окружающей среды. Эти внешние издержки не учитываются предприятиями. Следовательно, имеет место ситуация, когда предприятия, загрязняющие окружающую среду, часть своих издержек перекладывает на другие фирмы. Сокращая таким образом свои издержки, предприятия получают конкурентные преимущества перед предприятиями, которые имеют дополнительные издержки для сокращения или ликвидации своих отходов. Конкурентные преимущества предприятия получают за счёт деградации окружающей среды за счёт перекладывания бремени дополнительных издержек на другие фирмы, так же на потребителей продуктов и услуг этих фирм.



Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они означают невыявленное в данной сделке производство блага без соответствующей оплаты. Рынок в денежной форме недооценивает полезность производимого блага, и не доплачивает за него.

Классическим примером, иллюстрирующим наличие положительного эффекта служит ситуация «фруктовый сад – пасека». Пчёлы активно опыляют цветы, тем самым значительно снижают издержки на опыление. Цветы хорошо «кормят» пчёл, и тем самым значительно снижают издержки пасеки.

MEC(y1) + MC(y1) = MSC(y1).

Внешние эффекты отрицательно влияют на экономику, обнаруживая сбои в работе «невидимой руки» рынка, снижают эффективность рыночного механизма.

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо постав-ляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность. В то же время эти блага являются общественно необхо-димыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых случаев.

Общественные блага – блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других. Они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Они обладают двумя важными свойствами: несопер-ничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трём.

Неисключаемостъ блага означает, что потребители не могут быть исключены из сферы его потребления. Примером неисключаемого блага может служить национальная оборона.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действии государства.

Общественное благо – один из случаев несостоятельности рынка, когда необходимо вмешательство государства. В случае общественных благ вмеша-тельство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпоч-тениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя.

Достижение эффективного объёма производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчёте на то что это сделают другие. Данное явление получило название проблема «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуслов-ливает неэффективность при их производстве.

Третьим источником несостоятельности рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, отказ рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, отказ рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве экстремального случая рассматривается рынок монополии.

Основная претензия к монополистам заключается не в том, что они получают монопольную прибыль, а в том, что монополия разрушает соответствие между предельной нормой замещения в потреблении предельной нормой производственной трансформации. Монополия порождает Парето-неэффек-тивность структуры выпуска даже в том случае, когда прибыль монополиста ничтожно мала из-за равенства монопольной цены и средних затрат. Смысл и цель антимонопольного законодательства в том, чтобы сократить или ликвидировать расхождение между предельной нормой замещения благ в потреблении и предельной нормой продуктовой трансформации.

Отказы рынка, обязанные своим происхождением недостаточной конкурен-ции, не обязательно исчерпываются такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.

Ассиметричность информации приводит к несовершенному функцио-нированию рынков и порождает целый спектр теоретических прикладных проблем. Если сделка заключена, то участники сделки находятся в рыночном равновесии, которое, скорее всего, будет локальным. Если участники сделки заключили её в условиях симметричности информации, то и равновесие оказывается Паретто-эффективным. Если участники сделки заключили её, в условиях асимметричности информации, то равновесие уже будет, скорее всего, Паретто-эффективным. Таким образом, имеет место потеря Паретто-эффективности в условиях асимметричности информации.

Асимметричность информации – ситуация, когда покупатель или продавец обладают различной информацией о качестве продукта, по поводу которого они готовы заключить сделку. Эта разница позволяет получать сверхприбыль торговцам товаров плохого качества и вынуждает людей, предлагающих продукцию высокого качества, работать в убыток. Такая ситуация возникает поскольку получение недостающей информации оказывается экономически нецелесообразным с точки зрения соотношения затрат и результата. Явление вытеснения с рынка высококачественных товаров товарами низкокачественными – это и есть, по существу, неблагоприятный отбор.

Ущерб, потерю эффективности функционирования от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы и страхователи – словом, участники всех рынков, на которых эффект неблагоприятного отбора оказывается значительным. Среди механизмов, которые этому препятствуют можно выделить лицензирование, гарантии на продукцию, общественные организации по защите прав потребителей и т.д.

Итак, к числу основных факторов, определяющих несостоятельность рынка, относятся тенденции монополизации производства отдельных видов продукции, существование внешних эффектов при производстве и потреблении частных благ, специфика потребительских свойств общественных благ, асимметричность информации между экономическими субъектами. В связи с этим в рыночном хозяйстве возрастает аллокативная роль государства, которая заключается в предотвращении монополизации производства; выпуску оптимальных объёмов смешанных благ; содействию распространения достоверной информации.

Основные термины и понятия : рынок, рыночный механизм, несостоя-тельность рынка, внешние эффекты, общественные блага; асимметричность информации; неравномерное распределение дохода.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется несостоятельность рынков?

2. Дайте характеристику внешних эффектов, их видов.

3. Что такое общественные блага и чем они отличаются от частных благ?

4. Как государство влияет на функционирование монополий?

5. Каковы пути преодоления асимметрии на рынке информации?

Несостоятельность рынка и роль государства

Первое проявление несостоятельности рынка заключается в следующем: результат деятельности рынка зависит от решений, которые принимают покупатели и продавцы. Однако иногда эти решения влияют на благосостояние людей, не имеющих отношения к данному рынку. Возникают так называемые внешние эффекты (экстерналии), когда равновесие на рынке может оказаться неэффективным для общества в целом.

Второе проявление несостоятельности заключается в неспособности рынка обеспечить производство общественных благ.

Третье проявление несостоятельности: для большинства рынков характерны серьезные нарушения конкуренции власть над рынком, или монополизм.

И, наконец, несостоятелен рынок и в достижении справедливого распределения дохода.

Для преодоления рыночной несостоятельности на помощь экономике приходит государство, которое стремится решить две взаимосвязанные задачи:

1) обеспечить нормальное функционирование рыночной системы;

2) решить острые социально экономические проблемы.

Существуют две ситуации резкого нарушения функционирования рыночной системы:

конкурентная рыночная система производит «не те» количества определенных товаров и услуг, которые необходимы обществу (т.е. выделяет «не то» количество ресурсов);

конкурентная рыночная система вообще не в состоянии выделить ресурсы для производства некоторых товаров и услуг.

Внешние эффекты

Первая ситуация связана с наличием внешних эффектов.

Внешний эффект (экстерналия) возникает тогда, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с потреблением или производством товара, «перемещаются» к лицам, которые не являются ни покупателями, ни продавцами (производителями) данного вида товаров. Они, следовательно, не могут найти отражение в кривых спроса и предложения данного вида товаров.

Другими словами, рынок не в состоянии уловить все издержки или выгоды, которые возникают при производстве или потреблении какого-либо товара: они возникают «вне» рынка. Таким образом, рынок не в состоянии выделить оптимальное количество ресурсов для производства оптимального, с точки зрения общества, количества товаров.

Экстерналии возникают как в связи с производством товаров и услуг (отрицательные), так и в связи с потреблением (положительные).

Внешние эффекты, связанные с производством, возникают при производстве некоторых товаров, если частные издержки фирм (частные издержки отражает кривая S на рис. 9.3) меньше издержек общества в целом ^обществ).

Примером отрицательных внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды металлургической, химической промышленностью и т.п. Рис. 9.3 показывает, что если бы все издержки были отражены кривой предложения ^обществ), то оптимальный для общества объем продукции был бы меньше (бот™ < Qe), чем производят фирмы, следовательно и загрязнение окружающей среды было бы меньше. Государство может решить эту проблему двумя путями:

установить в законодательном порядке нормы загрязнения, вынуждая фирмы строить очистные сооружения (что вызовет увеличение их издержек и сокращение предложения) и штрафуя их за нарушения;

ввести особый косвенный налог (налог Пигу), который увеличивает издержки фирмы и сдвигает кривую предложения влево (на рис. 9.4 из положения S в положение Sr, Tналог).

Второй способ дает возможность трансформировать внешние эффекты во внутренние издержки производства (этот способ называется интернализацией). Некоторые экономисты полагают, что этот способ решения проблемы внешних эффектов предпочтительнее. Во-первых, он связан с использованием государством рыночных методов воздействия (следовательно, исключает коррупцию). Во-вторых, средства, собираемые в виде налога, позволяют государству самому осуществлять расходы на защиту окружающей среды. В обоих случаях объем ресурсов, направляемых в эти отрасли, сократится.

Внешние эффекты, связанные с потреблением, возникают в тех случаях, когда выгоды, получаемые обществом от потребления людьми тех или иных товаров и услуг, не могут быть в полной мере отражены рыночной кривой спроса (на рис. 9.5 Do6l4ecra. > D), следовательно, рынок выделяет слишком мало ресурсов и не может обеспечить производство оптимального объема продукции (Qe < боптим. на рис. 9.5).

Государство может использовать один из двух вариантов ин-тернализации положительных внешних эффектов:

1) субсидирование потребителей для увеличения спроса (рыночная кривая спроса на рис. 9.5 сдвинется вправо в положение Do6l4ecra,5 равновесная цена повысится до Р° ,что обеспечит производство рынком боптим.);

2) субсидирование производителей для увеличения предложения (кривая S на рис. 9.6 сдвинется вправо, равновесная цена упадет, Q вырастет до оптимального значения).

Если положительные внешние эффекты очень высоки, то государство может превратить данные отрасли в свою собственность или взять на себя их финансирование (продукция таких отраслей называется квазиобщественными благами). Примерами таких отраслей являются:

государственное здравоохранение;

государственное жилищное строительство;

библиотеки, музеи, улицы, автомагистрали и т.д.

Общественные блага

Вторая ситуация нарушения функционирования рыночного механизма обусловлена тем, что конкурентные рынки вообще не в состоянии выделить ресурсы для производства общественных благ.

Объектами рыночного механизма являются частные блага. Частные блага делимы и подвержены принципу исключения (получает товар тот, кто хочет и может оплатить рыночную цену).

Но существуют товары и услуги, которые неделимы и не подвержены принципу исключения общественные блага. (На квазиобщественные блага распространяется принцип исключения, но они неделимы.)

Кроме того, выгоды от частных благ реализуются в результате их потребления, а от общественных благ в результате их производства. Наиболее типичные примеры общественных благ:

национальная оборона;

охрана окружающей среды;

национальные парки и др.

Ресурсы, необходимые для производства общественных (и квазиобщественных) благ, выделяются на основе политических решений и финансируются из государственного бюджета (за счет налогов).

Случаи несостоятельности рынка

Общая система частного рынка допускает сбои. Рынок , как механизм координации экономической деятельности, не в состоянии решить ряд проблем, а значит, требует участия еще одного субъекта экономики - государства. Вот типичные случаи несостоятельности рынка:

1. Общественные блага - это такие блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим людям. Например, национальная оборона: если защищен один гражданин страны - защищены все ее граждане. Частное производство не станет производить такие блага, потому что ими пользуются и те, кто не платил за них. Значит, такие блага должно производить государство.

2. Внешние эффекты (экстерналии) - эффекты производства или потребления Д блага, воздействующие на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага.

Поскольку цена блага - результат индивидуальной договоренности прямых участников сделки, она не отражает эффекты воздействия на третьих лиц. Значит, рыночная цена перестает адекватно выполнять свою роль на рынке. Тогда необходимо вмешательство государства, которое могло бы уменьшить отрицательные внешние эффекты, например, защищая окружающую среду от загрязнения при производстве товаров и услуг, и поддержать положительные внешние эффекты. Например, установить налоговые льготы охранным фирмам в Ивановской области. Таких фирм , традиционно мужских, станет в Иваново больше, что уже хорошо для «города ткачих». Безопасность бизнеса привлечет другие фирмы. Расцветающий бизнес - это не только возможный прирост мужского населения, но и возможная сфера приложения сил для женщин, ставших безработными из-за спада производства в текстильной промышленности.

3. Защита прав потребителя. Эффективное функционирование рыночной системы предполагает равные права для участников. На деле же получается, что потребители - гораздо менее организованная сила, чем производитель . Поэтому у последних больше возможности обернуть ситуацию на рынке в свою пользу. Государство уравновешивает это несоответствие сил специальной сферой законодательства - «Законом о защите прав потребителя».

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки