Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование Классификация валютных операций

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

л. г. ЧУВАХИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры фондовых рынков E-mail: l-econom@mail. ru Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена исследованию роли валютного регулирования в системе внешнеэкономической деятельности России. Важнейшим направлением валютного регулирования является валютный контроль за экспортными и импортными операциями. Главная его цель - противодействие утечке капитала из страны.

Ключевые слова: внешнеторговый, деятельность, валютный, регулирование, контроль, экспорт, импорт, утечка, капитал.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер и инструментов государственного воздействия, направленную на развитие торговых отношений с другими странами, на стимулирование прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, на организацию контроля за движением товарных потоков. Важной составной частью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является валютное регулирование.

Будучи средством реализации валютной политики, валютное регулирование осуществляется путем установления правил, регулирующих порядок выпуска в обращение, изъятия из обращения национальной валюты, обмена валют, совершения платежей и иных операций в иностранной валюте, установления порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» . Согласно закону органами валютного регулирования в

России являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство РФ. В пределах своей компетенции они издают акты организации валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 173-Ф3). На них возложено осуществление регламентации порядка проведения валютных операций, установление единых форм учета и отчетности по ним.

К основным методам валютного регулирования в России относятся:

Требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (п. 3. ст. 14 Федерального закона № 173-Ф3);

Лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензии на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3);

Требование репатриации, то есть обязательного перевода через границы экспортной выручки (ст. 19 Федерального закона № 173-Ф3);

Требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20 Федерального закона № 173-Ф3).

Главной задачей валютного регулирования в условиях кризиса выступает защита национальной валюты, которая может быть обеспечена:

Контролем за международными текущими платежами;

Порядком ввоза и вывоза капитала;

Контролем за денежными операциями нерези -дентов внутри страны;

Формированием государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства;

Ограничением масштабов утечки капитала из страны.

Сегодня экономика России сталкивается с проявлением новой функции валютного регулирования, связанной с политикой поддержания курса национальной валюты на определенном уровне. Так, курс на укрепление рубля заставляет отечественных производителей обратить внимание на повышение конкурентоспособности продукции. И напротив, снижение курса рубля открывает возможности выхода на внешний рынок для отечественных производителей.

Регулируют курс национальной валюты проводимые Банком России операции по покупке и продаже иностранных валют за национальную. Например, при покупке девизов их номинальный курс в национальной валюте повышается. И наоборот, курс девизов снижается при их продажах. Изменяя предложение национальных валют, Центральный банк РФ обеспечивает устойчивое значение курса иностранных валют, или внешнюю стабильность. В то же время, регулируя темпы эмиссии или рестрикции национальной валюты, он обеспечивает устойчиво низкую инфляцию, или внутреннюю стабильность.

Государство использует два способа валютного регулирования: административный и экономический. Первый реализуется через инструменты валютных ограничений, второй - посредством изменения количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию; привлечения международных кредитов и займов; проведения валютных интервенций.

Главным инструментом валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль - это комплекс мер, направленных на соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок проведения валютных операций.

Валютный контроль может быть как последующим, то есть проводиться путем проверок соблюдения порядка совершения валютных операций после их проведения, так и предварительным, направленным на недопущение проведения операций в нарушение установленного порядка.

Целью валютного контроля является «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутрен-

него валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества» .

В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля (ст. 22 п. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). При этом субъекты каждого уровня имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Первый уровень образуют органы валютного контроля. К ним относятся Центральный банк РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 198, в качестве федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. На Росфиннадзор «возлагаются полномочия по осуществлению контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений» .

В рамках реализации полномочий по валютному контролю территориальными управлениями Росфиннадзора в 2009 г. проведено свыше 34 тыс. проверочных мероприятий по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что в два раза превышает аналогичный показатель за 2008 г. . Основными выявленными нарушениями за 2009 г. являются нарушения единых правил офор-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

мления паспортов сделок; невозврат авансовых платежей при импорте; незачисление валютной выручки при экспорте.

Второй уровень представляют агенты валютного контроля. Согласно ст. 22 п. 3 Федерального закона № 173-Ф3 агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Агенты валютного контроля имеют право в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Все органы и агенты валютного контроля в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять Росфиннадзору информацию о валютных операциях в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации». Согласно этому постановлению, территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, территориальные органы Федеральной налоговой службы, территориальные органы Федеральной таможенной службы, уполномоченные банки (их филиалы), филиалы государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» представляют по запросу в Росфиннадзор (его территориальный орган) в пределах своей компетенции имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. К числу документов, касающихся экспортно-импортных операций, в первую очередь, относятся: паспорт сделки, таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ российской и иностранных валют.

Валютным законодательством предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного зако-

нодательства лицом, осуществляющим валютные операции, передают данную информацию органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу.

При осуществлении валютного контроля и при наличии информации о нарушениях уполномоченные банки «передают информацию об указанных нарушениях в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка» в виде электронного сообщения для последующей передачи органу валютного контроля. Информация о нарушениях направляется в Центр информационных технологий Банка России для последующей передачи в Росфиннадзор . В соответствии с действующим законодательством только он обладает правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Между тем в большинстве случаев банки отказывают Росфиннадзору и налоговым органам в предоставлении необходимой информации, связанной с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, ссылаясь на банковскую тайну. В условиях непрекращающегося оттока капитала из страны, нежелания вкладывать средства в отечественную экономику становится понятной позиция Министерства финансов РФ, предложившего в 2010 г. внести поправки в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О валютном регулировании и валютном контроле». Предлагается дать возможность доступа к банковской тайне налоговикам, таможенникам и Росфиннадзору в пределах валютного контроля. При этом планируется, что обмен информацией будет двусторонним: банки тоже получат возможность подавать свои запросы в федеральные налоговую и таможенную службы. Координацию обмена информацией между банками и ведомствами предлагается возложить на Центральный банк РФ .

В 2008 г. чистый вывоз капитала из России составил 276 млрд долл. США - рекордный уровень за последние годы. И хотя в 2009 г. чистый отток капитала сократился более чем в два раза до 114 млрд долл., процесс утечки капитала продолжается. Только в I квартале 2010 г. чистый отток капитала из России составил почти 26 млрд долл. против 24,8 млрд за 2000 г. в целом .

Наиболее благоприятными с точки зрения показателя чистого притока капитала в Россию были 2006 и 2007 гг., соответственно - 82,8 и 163,4 млрд долл. . К сожалению, в большей степени

приток денег в страну был обеспечен поступлением привлекаемых российскими компаниями займов и кредитов, нежели заметным сокращением утечки капитала из страны. Между тем финансовые избытки и возросшие золотовалютные резервы позволяли надеяться на то, что существующий уровень утечки капитала не представляет финансового риска в ближайшем будущем. Этим во многом объясняется переход к упрощению порядка совершения валютных операций, уменьшению контроля со стороны государства.

Начавшийся с 2006 г. активный процесс перехода к либерализации валютного регулирования, предоставления больших свобод участникам внешнеэкономической деятельности был обусловлен, с одной стороны, желанием привести валютное законодательство России в соответствие с нормами и правилам ВТО в условиях подготовки к вступлению в международную организацию; с другой - относительно стабильной ситуацией в экономике страны, вызванной ростом цен на нефть, притоком валютных средств от реализации топливно-энергетических ресурсов.

С 1 июля 2006 г. были сняты ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменены требования об обязательном использовании специальных счетов , а с 27 июля 2006 г. - о резервировании денежных средств при проведении отдельных видов валютных операций .

После отмены специального счета стало возможным использовать для расчетов за внутренние и внешние ценные бумаги, как и для предоставления резидентам и получения ими займов и кредитов, счета, открытые в том числе и в иностранных банках. Это означает, что рассчитываться между собой по валютным операциям российские фирмы и иностранные компании могут в любой валюте.

Отмена резервирования привела к высвобождению денежных средств, которые каждое лицо, совершавшее валютную операцию, должно было исключать из оборота с целью помещения в резерв. В разных случаях размер сумм обязательного резервирования составлял от 20 до 100 % суммы валютной операции на срок от 60 дней до двух лет . Зарезервированные денежные средства не приносили участнику валютной операции никакого дохода, поскольку на зачисленную на счет сумму проценты не начислялись.

Центральный банк РФ больше не регулирует операций по движению капитала. Резиденты имеют право без ограничений открывать счета в иност-

ранной валюте в банках за пределами России. До 1 января 2007 г., открывая счет за рубежом в странах - членах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Группы ФАТФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), фирма-резидент должна была уведомлять об этом событии налоговую инспекцию. Если компания открывала счет в стране, не входящей в ФАТФ и ОЭСР, нужно было проводить предварительную регистрацию открываемого счета в налоговом органе по месту регистрации резидента.

С 1 января 2007 г. уведомительный порядок регистрации счетов в иностранных банках, установленный для открытия счетов на территории стран ОЭСР или ФАТФ, распространяется и на счета, открываемые на территории всех остальных государств. Безусловно, это предоставляет российским физическим и юридическим лицам больше свободы при планировании трансграничных перемещений денежных средств. Открытие счетов осуществляется без необходимости получать какие-либо разрешения или регистрировать их.

В то же время не произошло изменений в порядке ведения расчетов в валюте между резидентами на российской территории. Российские фирмы не могут приобретать валюту, минуя уполномоченные банки (ст. 11 № 173-ФЗ). Сохранен безналичный порядок проведения расчетов в валюте (ст. 9 № 173-ФЗ).

Сохраняется право банков требовать от клиентов подтверждающие документы при совершении валютных операций. Это документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с нее.

С 1 января 2007 г. Банк России отменил требование об обязательной продаже валютной выручки. Нормы обязательной продажи части валютной выручки и предельный срок продажи валюты менялись в зависимости от экономической ситуации в стране. Так, с 1 января 1999 г. эти показатели были равны соответственно 75 % и семь дней; с 10 августа 2001 г. - 50 % и семь дней; с 9 июля 2003 г. - 25 % и семь дней; с 16 декабря 2004 г. по 6 мая 2006 г. - 10 % и семь дней . Согласно указанию Центробанка от 29 марта 2006 г. № 1676-У, доля продажи валютной выручки с 6 мая 2006 г. оставалась на нулевом уровне до 1 января 2007 г. Это был период адаптации финансовой системы России к либеральным правилам валютного регулирования.

С 1 января 2007 г. ст. 21 Федерального закона о валютном регулировании утратила силу. То есть органы валютного контроля больше не могут ус-

ФИНАНсоВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

танавливать требования для резидентов об обязательной продаже валютной выручки.

Несмотря на отмену обязательной продажи валютной выручки от экспорта, сохранилось требование о репатриации экспортной выручки. Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Следовательно, правовая обязанность по репатриации иностранной и российской валюты установлена для резидентов по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства . Экспортеры ускоряют перевод вырученной иностранной валюты в свою страну, как правило, в ожидании ревальвации, то есть повышения курса национальной валюты своей страны. И наоборот, в случае возможной девальвации, то есть обесценения своей национальной валюты, репатриация выручки замедляется, что негативно сказывается на платежном балансе страны.

При экспорте валютная выручка поступает на транзитный валютный счет. При ее поступлении банк уведомляет клиента, которому принадлежит счет, о поступлении выручки. Клиент банка, в свою очередь, должен представить в семидневный срок (с даты зачисления выручки) в банк справку о валютных операциях, а также подтверждающие документы (например, грузовую таможенную декларацию, накладные и счета-фактуры, акты выполненных работ и др.), являющиеся основанием для проведения валютных операций. Иностранная валюта, зачисленная на транзитный валютный счет клиента, может быть использована им только

после осуществления процедуры идентификации поступившей суммы с представленными в банк обосновывающими документами .

После того, как клиент предоставит необходимые документы, банк зачисляет поступившую сумму на текущий валютный счет клиента, который в дальнейшем используется на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2009 г. таможенные пошлины, налоги, денежный залог в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации .

Либерализация валютного регулирования не сняла с повестки дня проблемы валютного контроля при осуществлении операций по обслуживанию внешнеторгового оборота страны. Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ к числу наиболее важных объектов валютного контроля относят: поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами; обоснованность платежей резидентов в иностранной валюте за импортируемые товары.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.

Главной задачей валютного контроля за экспортными операциями является обеспечение поступления выручки за экспортированный товар на счет экспортера в уполномоченном банке в полном объеме и в установленные сроки. Зачисление выручки на счет экспортера за рубежом возможно только при наличии соответствующего разрешения Банка России.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями построен на взаимодействии трех участников: экспортера; уполномоченного банка и таможенного органа - агентов валютного контроля.

Осуществление валютного контроля начинается с оформления паспорта сделки - документа, требуемого для контроля за исполнением сделки, за соблюдением валютного законодательства при ее исполнении, а также для целей учета и отчетности по валютным операциям. По каждому контракту оформляется один паспорт сделки в одном банке,

если общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Экспортер оформляет паспорт сделки в двух экземплярах и представляет его в уполномоченный банк, который при отсутствии замечаний подписывает документ и помещает один его экземпляр в формируемое по данной сделке досье. Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям установил единые нормативные правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами .

Факт подписания паспорта сделки уполномоченным банком означает, что учреждение приняло данный контракт на расчетное обслуживание и изъявило согласие выполнять функции агента валютного контроля по сделке. Банк берет на себя обязательство по контролю за своевременным выполнением контракта и поступлением валютных средств на счета экспортера.

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность за зачисление на валютный счет экспортера в уполномоченном банке выручки в полном объеме и в указанные сроки от даты отгрузки товара, которые прописаны в контракте.

Таможенный орган принимает груз к оформлению на экспорт только при представлении экспортером заверенной им копии паспорта сделки. Таможенный орган проверяет на соответствие друг другу сведения, содержащиеся в паспорте сделки, грузовой таможенной декларации, контракте и других имеющихся в распоряжении таможенного органа документах. При отсутствии замечаний со стороны таможенного органа производится таможенное оформление груза. На следующем этапе сопоставляется и анализируется информация о фактически поступивших денежных средствах, выявляются нарушения валютного законодательства.

Документом, формируемым в электронной форме, является ведомость банковского контроля. Банк в течение пяти дней после подписания паспорта сделки формирует его электронную копию и на ее основании - ведомость банковского контроля, предусмотренную Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П. Это сводный документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по внешнеторговому контракту.

После завершения таможенного оформления товаров экспортер снимает копию грузовой тамо-

женной декларации и заверяет ее у должностного лица таможенного органа. В течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров экспортер обязан представить в банк заверенную копию грузовой таможенной декларации, которая используется банком для формирования ведомости валютного контроля. Банк проверяет соответствие сведений в оригинале или копии декларации. После чего оригинал возвращается экспортеру, а копия остается в банке.

Следующим элементом валютного контроля за экспортом товаров была бы обязательная продажа экспортером части валютной выручки через уполномоченный банк, но с 1 января 2007 г. данная мера отменена.

При поступлении денежных средств в оплату экспортируемых товаров экспортер представляет в банк при поступлении иностранной валюты распоряжение о списании средств с транзитного счета, а также справку о валютной операции в течение семи рабочих дней с даты поступления средств. При поступлении рублей предоставляется справка о поступлении валюты Российской Федерации в сроки, установленные Банком России.

Экспортная валютная выручка, поступившая на транзитные валютные счета российских посреднических внешнеторговых организаций в пользу их контрагентов-нерезидентов, перечисляется в пользу последних за вычетом комиссионного вознаграждения российских посредников без обязательной продажи ее части. Суммы в иностранной валюте, поступившие от российских юридических лиц на валютные счета российских посредников для дальнейших перечислений в оплату импортных контрактов, также не подлежат обязательной продаже.

Валютный контроль за импортными операциями также основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об импортируемом товаре, в частности о его стоимости, дате пересечения таможенной границы России, со сведениями уполномоченных банков о размере валютных средств, перечисленных в оплату импортируемого товара, о дате их отправки.

Импортеры, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалента сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить возврат валюты в сроки, установленные в контракте. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке, в котором открыт текущий

ФИНАНсоВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

валютный счет импортера и который по поручению импортера осуществляет расчеты за импортируемые по данной сделке товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Так же, как и при экспорте, процедура валютного контроля по импорту товаров начинается с оформления паспорта импортной сделки совместно с импортером и уполномоченным банком в двух экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом валютного контроля. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера, другой возвращается импортеру. Только при наличии подписанного паспорта импортной сделки Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты импортируемых товаров.

При таможенном оформлении груза импортер обязан представить таможенному органу заверенную копию внешнеторгового контракта, оригинал грузовой таможенной декларации, заверенную копию паспорта сделки и в случае необходимости - лицензию Центрального банка РФ. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта. При наличии расхождений или отсутствии паспорта импортной сделки товары выпуску не подлежат. Оплата импортируемых товаров возможна как до таможенного оформления, так и после него.

Итак, анализ механизма валютного контроля за экспортом и импортом товаров позволяет сделать вывод, что в целях реализации государственного контроля за валютными операциями на экспортеров как участников внешнеторговой деятельности налагается ряд дополнительных обязанностей, соблюдение которых является непременной предпосылкой валютной операции, без выполнения которых невозможно осуществление самой сделки. Дополнительные обязанности возложены и на уполномоченные банки, которые являются коммерческими организациями и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями является важнейшим направлением валютного регулирования внешнеторговой деятельности в России в целях противодействия утечки капитала из страны, представляющей определенную угрозу экономической безопасности государства.

Утечка капитала сокращает внутренние инвестиционные ресурсы, создает искусственный спрос на зарубежные кредиты, ухудшает показатели

платежного баланса, затрудняет обслуживание внешнего долга.

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж.

Отток валютной выручки при осуществлении экспортно-импортных операций представляет собой реальную угрозу для развития экономики России. Более трети ВВП России формируется во внешней торговле, что существенно выше, чем у большинства стран мира. Примерно одна треть российских предприятий критически зависимы от экспорта, более 25-30 % из продукции идет на экспорт .

Существуют экономические и политические причины утечки капитала из России. К их числу можно отнести желание скрыть доходы от налогообложения, направить средства в более развитую экономику других стран, где можно извлечь более высокую прибыль при меньших рисках; сберечь капитал на случай кризиса.

Не стоит думать, что весь вывозимый из России капитал скапливается за границей. Определенная его часть, вывезенная как по легальным, так и по нелегальным или полулегальным каналам, возвращается в Россию, но уже в качестве иностранного (в виде иностранных инвестиций), а не национального капитала.

Полулегальный вывоз капитала, так называемый серый экспорт, широко распространен во внешнеторговой сфере. Речь идет о вывозе капитала, замаскированного под текущие операции: занижение цены при экспорте и завышение - при импорте товаров, реальная стоимость которых не соответствует перечисленным средствам. Зарубежными контрагентами в сделках с российскими экспортерами, в частности сырьевых товаров, нередко выступают офшорные компании, которые зачастую устанавливают контрактные цены ниже биржевых.

В большинстве случаев речь идет о сознательном занижении цен с целью оседания разницы между контрактной и реальной рыночной ценой на товар на зарубежных счетах российских экспортеров. Серьезным каналом нелегального вывоза капитала является перевод иностранной валюты за рубеж в качестве предоплаты по импортным операциям при отсутствии фактического импорта товаров и услуг.

В условиях сегодняшней России утечка капитала ведет к сдерживанию экономического развития, к ослаблению финансовой безопасности страны, испытывающей острый дефицит инвестиционных ресурсов.

Ограничению утечки финансовых ресурсов будет способствовать принятие пакета конкретных законодательных мер. Речь может идти об усилении таможенного контроля, изменениях в налогообложении, о создании действенной системы контроля за деятельностью уполномоченных банков. Выполняя функции агентов валютного контроля, они нередко на практике отстаивают в большей степени собственные коммерческие интересы, нежели государственные.

Сокращение оттока капитала - это один из важнейших показателей результативности государственной экономической политики. Сегодня уже ясно, что без создания системы регулирования оттока капитала, выработки механизма управления данным процессом решение проблемы предотвращения бегства капитала из страны в ближайшее время представляется маловероятным.

Список литературы

1. Валова С. П. Юбилей службы Росфиннадзо-ра. Несколько слов о работе за первые пять лет // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. № 9.

2. Исламов Г. Д. Валютное регулирование и валютный контроль в системе внешнеторговой деятельности России: под ред. В. Ю. Преснякова. М.: Научная книга, 2006.

3. Кукол Елена. Оглашение банковской тайны // Российская газета. 27.04. 2010. № 5168 (89).

4. Логинов П. Б. Требования валютного контроля при совершении операций с нерезидентами // Налоговый вестник. 2010. № 2.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 № 150-ФЗ).

6. О внесении изменений в Таможенный кодекс: Федеральный закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ.

7. О внесении изменений в инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»: указание ЦБ РФ от 12.08.2008 №2052-У.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»: Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-Ф3.

9. О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования: положение ЦБ РФ № 308-П от 20.07.2007 (ред. от 23.07.2009).

10. О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций: инструкция ЦБ РФ от 01.06.2004 № 114-И.

11. О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России: указание ЦБ РФ от 29.05.2006 № 1688-У.

12. Талалаева И. В. Ввоз наличной валюты: последствия несоблюдения правил. URL:http://www. bankir. ru.

13. Чувахина Л. Г. Система регулирования внешней торговли России // Актуальные проблемы экономики, культуры и права: м-лы IV межвузовской научно-практической конф. Москва, 25 февраля 2009 г. М.: РУДН, 2009.

14. URL:http://www. rosfinnadzor. ru.

15. URL:http://www. vedomosti. ru/finance.

^ччТ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

32 ^ проблемы и решения

Валютное регулирование за последние десять лет претерпело радикальные изменения, вызванные отменой государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия являлась главным аспектом на протяжении всего существования СССР. Она означала, что страна является единственным собственником иностранной валюты, которая базировалась в центре и распределялась согласно валютному плану. Только государство могло совершать операции с валютными ценностями и управлять золото-валютными ресурсами страны.

Упразднение государственной монополии на наружную торговлю, либерализация внешне торговой деятельности привела к тому, что в стране увеличилось количество юридических и физических лиц, которые вынуждены были регулярно сталкиваться с валютным законодательством. Поэтому создание валютного внутреннего российского рынка придало валютно-правому урегулированию устойчивый характер. Правовое валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и нормативном. валют представляет собой разработку и утверждение правовых норм, учитывая общественные Что касается индивидуально-правового урегулирования, оно представляет собой ни что иное как, применение правовых норм к каждому индивидуальному случаю, что влечёт за собой изменение, прекращение и возникновение новых валютных отношений.

Российский закон «О валютном урегулировании и валютном контроле» определяет основы организации и валютного регулирования в стране, в то время как индивидуальные вопросы, связанные с валютным регулированием определяется иными законодательными актами. Правовые нормы, которые отвечают за порядок проведения валютных операций, делятся на две основные функции: контрольную и регулирующую. При этом регулирующая функция законодательства определяет права и обязанности лиц, которые участвуют в совершении валютных операций.

Под этим понимается:

Операции, определяющие переход прав собственности на валютные ценности;

Пересылка, ввоз и вывоз из России валютных ценностей;

Международные денежные переводы.

Основная цель валютного контроля - обеспечение валютного законодательства при проведении

Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются внешнеторговые отношения, при этом валютное регулирование обеспечивает:

Защиту экономического суверенитета;

Стимулирование роста национальной экономики;

Обеспечение экономической безопасности;

Обеспечение действенной интеграции экономики России в мировую экономику.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших объектов валютного регулирования. При этом валютные расчеты резидентов производятся через в специальных банках. В зависимости от своего назначения валютные счета могут быть трёх видов. На транзитный счёт зачисляется валютная выручка резидента при экспорте, на специальный зачисляются валютные средства при импорте, и на текущий счёт поступают денежные средства общего назначения. Каждый из этих счетов имеет свой валютный режим, то есть имеются определённые правила, которые позволяют осуществлять валютное регулирование ЦБ. При этом валютные счета нерезидентов могут быть как в зарубежных, так и в отечественных банках, этот факт ничего не меняет. Расчеты с нерезидентами могут производиться через их рублёвые счета, руководствуясь режимами конвертируемого и неконвертируемого типа счетов.

Валютное регулирование России - это мощный механизм, позволяющий вывести экономику страны на новый уровень и, как следствие, улучшить благосостояние российских граждан.

Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 10 декабря 2003 г. Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:

1. Валюта Российской Федерации:

Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

2. Иностранная валюта:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

3. Внутренние ценные бумаги:

Эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

Иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

4. Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

6. Резиденты:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

7. Нерезиденты:

Физические лица, не являющиеся резидентами;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

Находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

9. Валютные операции:

Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

Приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

Перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

10. Специальный счет – банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также – требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (данное положение действует до 1 января 2007 г.);

11. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Предыдущая

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования. В научной экономической литературе под внешнеэкономическими связями (ВЭС) понимается система межгосударственных внешнеэкономических отношений, а ВЭД ограничивается рамками функционирования субъектов хозяйствования. Это мнение справедливо теоретически, а практически понятие ВЭД присуще как для субъектов хозяйствования, так и для государства.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности организаций

ТЕМА 9. ФИНАНСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности

организаций

2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных фондов организации

Таким образом, ВЭД является формой реализации внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, выступают характеристикой внешнеэкономических отношений.

Понятие внешнеэкономическая деятельность организации (хозяйствующего субъекта) включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятель­ность: производственную кооперацию в области между­народного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительные права на них (интеллекту­альная собственность). ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:

Способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового);

Осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства;

Реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения пе­рехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропей­ских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран пока­зывают, что производство на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.



Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

Во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

В-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Выход организаций на мировой рынок позволяет обеспе­чить их реальное участие в международных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преиму­ществ международного разделения труда. Согласно действу­ющему законодательству она имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности организации постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности организаций являются составной частью и одним из источников доходов государ­ственных финансов в данной сфере деятельности.

Как особая сфера функционирования финансы ВЭД обладают специфическими чертами. Область их существо­вания ограничивается сферой внешнеэкономической деятельности. Они воплощаются в ресурсах, формирующих­ся не только в национальной, но и иностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду с национальными юридическими и физическими лицами являются также зарубежные партнеры в лице иностранного госу­дарства, международной организации, иностранные юри­дические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходит под влиянием сложившейся системы междуна­родных валютно-кредитных и расчетных отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций выражают систему экономических отношений, возни­кающих в ходе формирования и использования фондов де­нежных средств, полученных от внешнеэкономической де­ятельности в иностранной и национальной валюте. Они включают специфические отношения:

Между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;

Организациями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления;

Организациями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальной валюты; а в части иностранной валюты - по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;

Организациями и кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов за кредит в иностранной и национальной валюте;

Партнерами совместных организаций, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов и др.;

Государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

Общегосударственный - Парламент, Президент, Правительство;

Функциональный - органы государственного планирования финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

Хозяйственный - субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

Создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

Разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

Анализ и прогноз, тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

Участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;

Разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

Реализация таможенной политики;

Обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;

Своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, фор­мирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне организации управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством: внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера организации, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешне­экономических связей).

Важной составляющей в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного конт­роля. Валютное законодательство представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих порядок осущест­вления валютных операций, сделок с валютными ценностя­ми между организациями и гражданами другой страны, по­рядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к следующим основным мерам:

Лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;

Проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;

Предоставление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;

Обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах;

Регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам;

Регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;

Определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования; осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций, связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.

Согласно национальному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности, получающие ва­лютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банках республики или в предусмотренных законодательством случаях - на счета в иностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования по обеспече­нию поступления:

Выручки от продажи продукции по экспортному контракту - не позднее 180 календарных дней со дня отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг - не позднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;

Товара по импортному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня проведения получателем платежа за товар;

Товара по импорту согласно бартерному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня выполнения экспортной части данного контракта.

Оплата или поставка товара за третьих лиц или третьи­ми лицами, по внешнеэкономическим сделкам, допускается при наличии договора об уступке требования либо переводе долга, заключенного в соответствии с законодатель­ством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступает иностранная ва­люта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.

Поскольку в Беларуси еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между произ­водителями и другими субъектами хозяйствования, осно­ванный на валютном курсе, такое перераспределение осу­ществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной вы ручки на валютном рынке. Все организации, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валют­ном рынке, обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) 30 % этих средств в тече­ние 5 дней после поступления на счета белорусских или иностранных банков, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством.

Существуют некоторые льготы по обязательной прода­же валютной выручки. Не подлежат обязательной продаже суммы конвертируемой валюты и российских рублей:

Приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

Поступившие в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %, а также в уставные фонды банков от резидентов Республики Беларусь;

Поступившие в виде привлеченных средств (кредитов, депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;

Поступившие в качестве возврата основной суммы кредита (займа, депозита);

Поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи, при условии использования ее по назначению;

Поступившие в рамках целевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов;

Поступившие на счета Фонда социальной защиты населения для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а так­же поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;

Поступившие энерго-, газо-и нефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средств в иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей от экспорта продукций (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь; выступающим в качестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащие, и на праве собственности (полного хозяйственного ведения оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектами хозяйствования;

Взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет в течение 5 дней со дня поступления.

Понятие валютного регулирования внешнеэкономической деятельности

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность по импорту и экспорту товаров, продукции и услуг. Во внешнеэкономической деятельности контрагентами отечественного поставщика или покупателя, являются иностранные субъекты хозяйствования. Расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются в иностранной валюте и такие операции в обязательном порядке регламентируются на законодательном уровне.

Валютное регулирование в РФ преследует такие основные цели как:

  • обеспечение устойчивости российской национальной валюты (рубль);
  • ограничение перемещения и обращения иностранной валюты.

Валютное регулирование повышает ликвидность отечественной валюты на территории Российской Федерации. Нормативно-правовых актов в части валютного регулирования действует множество, но основным их них является Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10. 12. 2003. Данный документ раскрывает основные понятия, положения и правила обращения валюты на территории Российской Федерации.

Классификация валютных операций

Законодательно определены основные типы валютных операций.

  1. Обменные операции . Данный тип операций включает в себя все операции, при которых был осуществлен обмен валюты по установленному курсу.
  2. Депозитно-кредитные валютные операции . Данный тип операций группируется из всех операций по привлечению валютных денежных средств на депозиты и размещению валютных денежных средств (предоставление кредитов).
  3. Расчетные валютные операции . Данный тип операций объединяет в себе все операции по расчетам между субъектами хозяйствования с помощью валютных денежных средств.

Все три группы валютных операций регулируются отдельными нормативно-правовыми положениями. Однако такие операции, как правило, тесно связаны между собой.

Например, расчеты с иностранными покупателями приводят к поступлению валютных денежных средств на расчетный счет отечественного продавца. Данная операция принадлежит к третьей группе валютных операций. Однако для их использования в хозяйственных целях, полученные валютные средства должны быть конвертированы в национальную валюту. Так происходит обмен валюты, а такая операция уже относится к первой группе валютных операций. Также между иностранными контрагентами могут возникнуть кредитные отношения, что относится уже ко второй группе валютных операций.

Роль Центрального банка Российской Федерации в валютном регулировании

Центральному банку Российской Федерации отведена значимая роль в валютном регулировании.

Прежде всего, Центральный банк Российской Федерации возглавляет всю банковскую систему страны. То есть, данной организации подчиняются все коммерческие российские и иностранные банки, а также различные кредитные организации.

Именно на основании выданной Центральным банком Российской Федерации лицензии, указанные организации получают право на совершение валютных операций.

Также Центральный банк Российской Федерации ежедневно устанавливает курсы иностранных валют по отношению к отечественной валюте (рублю).

Кроме того, Центральный банк Российской Федерации принимает активное участие в разработке законодательной базы валютного регулирования.

Замечание 1

Функционируя как орган валютного регулирования и контроля, Центральный банк Российской Федерации издает нормативно правовые акты, которые представлены в виде указаний, положений и инструкций.