Что не является предметом макроэкономики. Предмет макроэкономики

Введение ………………………….………………………………………3

1. Предмет макроэкономики. Основные проблемы

макроэкономической политики……………………….………….5

2. Теоретические основы макроэкономики… ….…………………10

2.1. Особенности анализа и показателей. Агрегирование....10

2.2. Макроэкономические модели. Экзогенные и

эндогенные переменные. Переменные запаса и

потока…………………………………………………………….22

3. История возникновения макроэкономики……………………..28

Заключение ………………………..……………………….…………..32

Список литературы ……………….……………………….………….34

Введение

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику. Поэтому принципиально важно определить, применима ли она к современным российским реалиям? На мой взгляд, да, применима. Итоги более десяти лет экономических реформ в стране показывают, что механизмы командной экономики устранены, и начали развиваться рыночные отношения. Сменилась национальная экономическая система, созданы основы рыночной экономики. Разумеется, не решены еще специфические проблемы периода трансформации, т. е. переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в стране столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.

Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы , предвидеть будущие экономические проблемы.

Макроэкономика имеет несколько интересных особенностей: она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Основная цель данной работы – рассмотрение проблем, которые исследует макроэкономика, и методов, которыми она оперирует. В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы – отыскать истоки макроэкономики, дать определение понятия «макроэкономика», выяснить различия между микро- и макроэкономикой, рассмотреть предмет и методы макроэкономики, а также раскрыть содержание ее основных понятий.

    Предмет макроэкономики. Основные проблемы макроэкономической политики.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.

В условиях развитой рыночной экономики складываются сле-дующие предпосылки и характер экономической политики го-сударства. Такая политика прежде всего зависит от степени ого-сударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяй-ства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений.

В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального рав-новесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэконо-мики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).

В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и до-биться следующих улучшений социально-экономического поло-жения страны.

Во-первых, кризис (спад) все-го производства страны - он вызывает большие нарушения нор-мальных хозяйственных связей, увеличивает численность без-работных и ведет к значительному уменьшению доходов обще-ства. В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает бла-госостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса ры-ночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности. Отсюда вытекает обязанность государства проводить политику полной занятости людей, которые желают и могут работать.

В-третьих, большим бичом для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стре-мительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан. В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения.

Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя тор-говля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители.

Поэтому важной целью государства является проведение ус-пешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увели-чивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство.

Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существен-ный рост национального дохода, наибольшую занятость трудо-способного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства. Что это за взаимозависимости?

Экономическая теория установила следующие виды взаимо-связей:

а) взаимодополняющие показатели . Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспо-собного населения;

б) взаимозаменяемые параметры . Между ними существует об-ратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвя-заны, скажем, безработица и инфляция;

в) нейтральные параметры: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его от-дельными процессами требуется дополнить современными на-учными представлениями о макроэкономических показателях.

Впрочем, среди ученых до сих пор нет полного единства мнений по этому поводу. Так, некоторые экономисты (как следует из основного определения макроэкономики) считают предметом три основные проблемы: занятость, инфляцию и экономический рост. Другие доводят количество основных макроэкономических проблем до 2-3 десятков . Однако здесь, вероятно, следует вспомнить великого Аристотеля, который призывал искать во всем «золотую середину» и избегать крайностей. Поэтому выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семерку»:

    национальный продукт;

    занятость (безработица);

    инфляция;

    экономический рост;

    экономический цикл;

    макроэкономическая политика государства;

    внешнее взаимодействие национальных экономик;

    проблемы макроэкономической политики.

Несмотря на существующее разделение вопросов на микроэкономические и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

    он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

    в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

    расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

МАКРОЭКОНОМИКА

ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • предмет макроэкономики;
  • особенности предмета макроэкономики по сравнению с предметом микроэкономики;
  • вклад различных теорий в курс макроэкономики;
  • особенности анализа экономики на макроуровне в долгосрочном и краткосрочном периодах;
  • роль ожиданий в макроэкономике;

уметь

  • обосновать эклектичность макроэкономики;
  • обосновать цели макроэкономической политики и их противоречивость;
  • обосновать зависимость макроэкономической теории и экономической политики;
  • выделять различии между рациональными, статическими и адаптивными ожиданиями;

владеть

  • навыками анализа кругооборота товаров и денег и выведения модели равновесия "изъятия-инъекции";
  • навыками анализа ожиданий в экономике.

Предмет макроэкономики и его особенности. Макроэкономика и экономическая политика

Предмет макроэкономики

Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая функционирование национального хозяйства как единого целого. Вопросы, относящиеся к экономике в целом, затрагивают интересы каждого из нас. Сюда входит анализ колебаний экономической конъюнктуры, занятости, инфляции, валютного курса. О важности макроэкономики как науки можно судить по тому, как часто мы можем слышать и читать в средствах массовой информации о темпах роста ВВП, состоянии платежного баланса и официальных золотовалютных запасах, мерах по стимулированию занятости, расходах государственного бюджета.

Макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории появилась сравнительно недавно. Хотя в XIX в. в работах экономистов рассматривались макроэкономические проблемы, такие как проблемы экономического роста, воспроизводства общественного продукта, денежные теории, но как целостная концепция функционирования экономики она сложилась в 1930-х гг.

Рождение макроэкономики как науки связано с именем Дж. М. Кейнса, автора книги "Общая теория занятости, процента и денег", в которой впервые макроэкономическая проблематика представлена как предмет исследования. Взгляды Кейнса в значительной степени сформировались под влиянием Великой депрессии, что побудило его серьезно исследовать экономику как целостную систему.

Особенности предмета макроэкономики

Предмет макроэкономики имеет специфические особенности.

1. Первой особенностью является эклектичность макроэкономики как науки, так как ни одна из существующих экономических теорий не описывает всесторонне, исчерпывающе происходящие процессы и явления. Поэтому существует необходимость изучения различных подходов к исследованию макроэкономики и различных инструментов экономической политики. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. По этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между экономическими школами. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания государственного вмешательства в экономику до признания активной роли государства в решении экономических проблем.

Теоретической основой неоднозначной трактовки роли государства в экономике служит неодинаковое понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных школ и течений высказывают противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли.

В 1950–1960-е гг. кейнсианская модель стала общепризнанным теоретическим обоснованием стабилизационной, антициклической политики государства. В ней предусматривались активные действия правительства, направленные на расширение совокупного спроса в период спада и его ограничение в фазах экономического подъема и вызванного им роста цен. Основными инструментами такого регулирования были признаны бюджетная политика (налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит), а также подкрепляющие ее инструменты денежно-кредитной политики, проводимой центральными банками (операции на открытом рынке, ставки рефинансирования, норма обязательного резервирования). Согласно Кейнсу, денежно-кредитная политика должна приспосабливаться к бюджетно-налоговой политике и дополнять ее. В этот период основной проблемой экономики была безработица, экономика характеризовалась минимальной открытостью, имела фиксированные валютные курсы (в соответствии с Бреттон- Вудскими соглашениями 1944 г.).

Реализация кейнсианских рецептов регулирования привела к росту бюджетных дефицитов, накоплению государственных долгов. В этих условиях начали усиливаться инфляционные тенденции, появились первые признаки замедления темпов роста, прежде всего производительности труда. Ситуацию в экономике стали характеризовать как стагфляцию. Положение в экономике усугублялось энергетическим кризисом, возникшим после того, как страны – члены ОПЕК взяли под контроль мировой рынок нефти. В 1971 г. произошла отмена фиксированных валютных курсов. Все это, вместе взятое, привело к пересмотру всей структуры макроэкономического регулирования. Усилилось влияние неоклассической теории, основу которой составляет принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм, согласно теоретикам неоклассического направления, сам устанавливает равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.

Теоретическим обоснованием новых подходов к анализу экономической действительности и роли экономической политики стали монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория экономики предложения, теория реальных циклов.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Представители монетаризма утверждают, что существует взаимосвязь между темпами роста количества денег и номинального дохода: при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот.

Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объем производства. Отсюда следует, что монетаристский вариант количественной теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него – и хозяйственными

процессами. Изменение номинального количества денег, устанавливаемого Федеральной резервной системой США, считает Милтон Фридмен (1912–2006), оказывает значительное влияние на объем производства и занятость в краткосрочном периоде, а на цены – в долгосрочном периоде. В книге "Монетарная история США. 1867–1960" М. Фридмен отмечает высокую стабильность отношения между изменениями денежной массы и циклическими колебаниями экономической активности.

Идея рациональных ожиданий была впервые высказана в 1961 г. Джоном Мутом (1930–2005) в работе "Рациональные ожидания и теория движения цен", а затем получила развитие в теории рациональных ожиданий Роберта Лукаса (род. 1937). Если теория Кейнса строилась на статических ожиданиях, в соответствии с которыми субъекты принимают решения, ориентируясь на параметры конъюнктуры, имеющие место в настоящем, то рациональные ожидания предполагают, что экономические субъекты формируют свои планы и строят свое поведение исходя из анализа всей доступной на данный момент информации. Рационально действующие субъекты не только учитывают ошибки прошлого опыта, но и заглядывают в будущее. Принимая свои решения, они опираются на собственные представления о модели управления экономикой и привлекают всю доступную информацию об ожидаемых событиях, которые могут повлиять на экономическую конъюнктуру. Это позволяет им при отсутствии неожиданных потрясений достаточно точно предвидеть будущие изменения. В результате получается, что субъекты, формируя свои прогнозы относительно будущего уровня цен, делают это таким же образом, как рынок определяет фактические цены, поэтому государственное вмешательство в экономику является излишним.

Основоположником теории экономики предложения является Артур Лаффер (род. 1940), изложивший ее в работах "Феномен всемирной инфляции" (1975, совместно с Д. Мейсельманом) и "Экономическая теория уклонения от налогов" (1979, совместно с Дж. Сеймуром). Значительный вклад в развитие теории внес Мартин Фелдстайн (род. 1939). Но мнению представителей этой школы, необходимо создать все условия населению для эффективного производства товаров и услуг. Таким образом, стимулирование предложения рабочей силы и капитала было важным критерием развития экономики. Как правило, сторонники теории экономики предложения активно поддерживают снижение налогов государством, поскольку в большинстве случаев фирмы рассматривают налоги как дополнительные издержки на каждую дополнительную единицу продукции и увеличение налогов может привести к сокращению совокупного предложения, что, в свою очередь, может привести к таким последствиям, как стагфляция и инфляция издержек.

Теория реального экономического цикла Финна Кюдланда (род. 1943) и Эдварда Прескотта (род. 1940), лауреатов Нобелевской премии за 2004 г., доказывает, что циклические колебания в экономике обусловлены колебаниями совокупного предложения. Такие колебания могут определяться политикой правительства, изменением темпов технического прогресса, забастовками, природными катаклизмами. Выводы, сделанные на базе анализа этих теорий, были дополнительным доказательством несостоятельности кейнсианской теории.

Все это послужило побудительным мотивом к пересмотру позиций прежнего кейнсианства. Прежде всего были пересмотрены роль и характер бюджетной политики. Уменьшение бюджетных дефицитов, снижение темпов роста государственных расходов, проведение налоговых реформ с целью уменьшения налогового бремени и государственной задолженности – все это сократило возможности использования бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования.

Главную роль в макроэкономической стабилизации стали играть денежно-кредитная политика и деятельность центрального банка, в частности политика процентной ставки. Однако использование этого инструмента в условиях глобализации и неуправляемого движения спекулятивного капитала требует осторожности. Понижение процентных ставок и превышение государственных расходов над доходами вызывают отток спекулятивного капитала, падение обменного курса и рост цен на импортные товары. Это создает условия для инфляции.

В 1999 г. Нобелевскую премию получил Роберт Манделл (род. 1932) за теорию, в которой описывается зависимость бюджетной и денежно-кредитной политики от режима валютного курса. Если режим фиксированных курсов повышает эффективность бюджетно-налоговой политики, снижая роль денежно-кредитной политики, то в условиях гибких валютных курсов на первый план выступает денежно-кредитное регулирование, а бюджетная политика теряет свое прежнее значение. Еще в 1960-е гг. он выдвинул теорию оптимальной валютной зоны.

Оптимальная валютная зона – это зона, в которой валютные курсы должны быть фиксированными. Это объединение государств, в котором принимается режим фиксированных курсов или единая валюта при сохранении гибкого валютного курса по отношению к остальному миру. Согласно данной теории группа стран, вводящая единую валюту, получает определенные выгоды вследствие более высокой прозрачности цен, сокращения стоимости экономических расчетов, снижения трансакционных издержек, уменьшения неопределенности и усиления конкуренции. Но при этом государства должны отказаться от самостоятельно проводимой кредитно-денежной политики. Эта теория была признана в качестве обоснования при формировании единого валютного пространства в рамках Европейского союза.

Реализация бюджетной политики столкнулась с необходимостью внедрения в нее определенных "бюджетных правил". Речь идет о таких правилах или нормах, которые могли бы служить критериями эффективности бюджетной политики. Как правило, выделяют три типа правил. Во-первых, сбалансированность бюджета. Во-вторых, правила, касающиеся займов. Они могут запрещать государственные займы из внутренних источников; запрещать государственные займы у центрального банка; ограничивать эти займы определенной пропорцией по отношению к прошлым государственным расходам и доходам. В-третьих, правила, касающиеся размеров государственного долга или резервов. Такие нормы, утвержденные законодательно либо принятые в качестве "общественного договора", способны устранить отрицательные стороны деятельности демократически избранных правительств, склонных под давлением электората расходовать больше, чем это позволяют доходы, тем самым накапливая долги и перекладывая бремя их выплат на будущие поколения. Примером воплощения подобных правил в жизнь является Европейский союз, где бюджетно-налоговая политика в отличие от денежно-кредитной остается под контролем самих государств – членов ЕС.

Кризис теории Кейнса, выдвижение на передний план неоклассической школы, новые тенденции в самих механизмах регулирования экономики – все эти явления стали причиной бурного обновления кейнсианства и синтеза макроэкономики и неоклассической школы. Значительный вклад в этот синтез внес Джеймс Тобин (1918–2002), лауреат Нобелевской премии за 1981 г. Ему принадлежит разработка проблемы функционирования финансовых рынков. Кейнсианскую теорию предпочтения ликвидности он развил в рамках теории портфеля ценных бумаг. Согласно ей каждый инвестор, выбирая между уровнем дохода и риском его потери, применяет этот критерий не только к наличным деньгам, но и ко всему спектру финансовых и реальных активов. Денежно- кредитная и бюджетная политика, воздействуя на выбор структуры активов, тем самым оказывает влияние и на реальные переменные – инвестиции, сбережения, потребление. Этот подход Тобин противопоставил современным неоклассическим теориям (включая монетаризм), которые доказывают неэффективность государственной макроэкономической политики.

Откликом на неоклассические теории стало появление новых кейнсианских теорий и моделей экономического цикла. Их разработка связана с именами таких экономистов, как Грегори Мэнкью (род. 1958) и Джордж Акерлоф (род. 1940). Они сосредоточили усилия на разработке микроэкономических основ макроэкономики. По их мнению, причиной экономического цикла являются шоки спроса, и они стремятся выяснить, какие причины мешают фирмам приспособиться к изменениям спроса и восстановить равновесие путем изменения цен. Это дает возможность многим исследователям экономической мысли писать о "неокейнсианском" синтезе.

Томас Сарджент (род. 1943) и Кристофер Симс (род. 1942), лауреаты Нобелевской премии по экономике за 2011 г. за эмпирические исследования причинно-следственных связей в макроэкономике, сосредоточили свое исследование на том, что в экономике, когда наблюдается какая-то корреляция между экономическими показателями, возникает вопрос: насколько в действительности одна переменная зависит от другой и наоборот. Просто глядя на данные, дать правильный ответ невозможно, для этого нужно предложить теорию. Поиск ответа на этот вопрос привел их к разработке метода структурного регрессионного анализа. Этот анализ позволяет посмотреть на данные через призму экономической теории и выяснить, какая теория опровергается данными, а какая подтверждается.

2. Второй особенностью макроэкономики является то, что изучение экономики в целом предполагает агрегирование и использование агрегированных параметров и показателей, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), индексы цен, уровень безработицы и др.

В макроэкономике выделяют четыре субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и иностранцы. Каждый из агрегированных субъектов представляет собой совокупность реально действующих субъектов данного типа. Одновременно каждый из них является типичным представителем экономических субъектов данного типа, и для целей макроэкономического анализа отбираются только те черты поведения субъекта, которые присущи каждому из них. Это означает, что происходит агрегирование и характера их поведения.

В отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматриваются как независимые, изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков.

В макроэкономике рассматриваются агрегированные рынки, для этого все множество микроэкономических рынков группируется в четыре тина рынков:

  • Рынок товаров и услуг. Все индивидуальные различия микроэкономических рынков товаров и услуг исчезают. Объектом исследования остаются механизмы формирования совокупного спроса и совокупного предложения, уровня цен и условий равновесия.
  • Рынок ресурсов – рынок, на котором фирмы приобретают у домохозяйств ресурсы, необходимые для производства: труд, капитал и природные ресурсы.
  • Финансовый рынок, на котором происходит перераспределение денежных средств между экономическими субъектами. Составными частями финансового рынка являются рынок денег и рынок ценных бумаг.
  • Международный рынок представлен иностранным сектором. Анализируя открытую экономику, международный рынок делят на рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, рынок активов, валютный рынок.
  • 3. Третьей особенностью макроэкономики является изучение функций государства . Выделение в качестве основного субъекта экономики государства делает макроэкономику принципиально отличной от других разделов экономической теории. Государство представляется как совокупность всех государственных организаций и институтов. Все государственные институты очень многообразны по выполняемым функциям, но в макроэкономике они все объединены в один субъект – государство. Государство занимается производством общественных благ, к которым относятся правосудие, правопорядок, оборона. Для производства этих благ государство собирает налоги с фирм и домохозяйств. Важнейшей функцией государства является проведение стабилизационной политики в период экономических кризисов. В макроэкономике изучаются равновесные модели и исследуется роль государства в процессе формирования условий макроэкономического равновесия.
  • 4. Четвертая особенность заключается в том, что наука макроэкономика изучает экономику в краткосрочном и долгосрочном периодах , характеристика которых отлична от принятой в микроэкономике. В основе этого деления на два периода лежит одно из основополагающих допущений макроэкономических моделей – об изменениях цен и заработной платы в соответствии со складывающимися на рынке условиями. Экономисты, как правило, исходят из того, что цены изменяются под воздействием спроса и предложения, т.е. они предполагают, что при данной цене покупатели купили все, что хотели, а продавцы продали то, что хотели. В результате этого на рынке возникает равновесие.

Но предположение об устойчивости рыночного равновесия не всегда соответствует действительности. Для того чтобы это равновесие постоянно поддерживалось, цены и заработная плата должны быть гибкими. На самом деле соответствующие изменения цен и заработной платы происходят медленно. К этому приводит господство монополий, которые контролируют цены, обладая рыночной властью. Снижению цен препятствуют договорные отношения, в которые вступают работодатели и работники, оговаривая уровень заработной платы на весь период действия трудового договора. На рынке труда снижают гибкость заработной платы профсоюзы, добиваясь установления ее минимального уровня.

Наблюдаемая на рынке негибкость цен не означает того, что модели равновесия неприменимы. Цены не являются абсолютно застывшими и все же меняются в соответствии с изменениями спроса и предложения в длительной перспективе. Модели уравновешивания рынка необязательно описывают экономику в каждый данный момент времени, но они описывают состояние, к которому рынки тяготеют. Большинство экономистов считает, что предположение о гибкости цен оправданно для исследования долгосрочных периодов, в которых номинальные показатели (цены) изменяются, а реальные (объемы производства) остаются неизменными, т.е. номинальные и реальные показатели не оказывают друг на друга влияние. Отсюда делается вывод об ограниченном участии государства в экономике.

Для исследования краткосрочных периодов, например ежегодных экономических колебаний, предположение о гибкости цен некорректно. На протяжении краткосрочных периодов многие виды цен сохраняются на одном и том же уровне. Например, издатели журналов не меняют цену на них в течение всего года, что определяется условиями подписки. Поэтому экономисты считают, что в краткосрочном периоде номинальные показатели (цены) стабильны, а реальные (объемы производства) – изменяются. Для стимулирования совокупного спроса и объемов выпуска используются методы и инструменты государственного регулирования. Представители кейнсианской теории сосредоточены главным образом на изучении краткосрочного периода, а представители неоклассической школы занимаются в основном изучением долгосрочного периода.

Макроэкономика и экономическая политика

Макроэкономика как наука является теоретическим обоснованием экономической политики правительства. На ранних стадиях развития макроэкономической теории считалось, что правительства могут и должны исправлять несовершенства рынка. Однако опыт последних десятилетий показывает, что действия правительства могут быть несостоятельными. Одна из главных разделительных линий, пролегающих между экономистами, делит их на тех, кто больше боится провалов рынка, и тех, кто больше опасается провалов государства. Правительство каждой страны отвечает за поддержание экономики. В ходе избирательных кампаний находящиеся у власти правительства оцениваются в первую очередь по действиям в сфере экономики.

В общем виде макроэкономика сводится к разделению всех экономических факторов на две группы: факторы, затрагивающие спрос на товары и услуги, и факторы, затрагивающие предложение этих товаров и услуг. Это фундаментальное различие соответствует четкому разграничению как двух альтернативных типов государственной политики, так и типов нарушений, возникающих в хозяйственной среде.

Сторона спроса имеет отношение к изучению решений о расходах, осуществляемых субъектами экономики. Управление совокупным спросом основано на том, что правительства могут совершать действия, направленные на нейтрализацию действий фирм и домохозяйств, чтобы снизить или устранить колебания расходов, чтобы не допустить спадов и бумов. Управление спросом осуществляется с помощью бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики.

Сторона предложения связана с производственным потенциалом экономики. Определение объема рабочего времени, факторов производительности труда, повышение эффективности распределения ресурсов влияют на совокупное предложение. Политика снижения безработицы и повышения эффективности производства в целом играет определяющую роль в экономике предложения.

Если в микроэкономике цель функционирования фирмы четко определена в виде максимизации прибыли, то в макроэкономике невозможно выделить одну цель, реализуемую государством, их несколько, причем в некоторых случаях они противоречат друг другу. К целям макроэкономической политики относят следующие.

  • 1. Стабильный экономический рост. Основным критерием результативности является рост валового внутреннего продукта. От темпов его роста зависит уровень благосостояния населения.
  • 2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Стабилизация уровня цен обеспечивает минимизацию уровня инфляции.
  • 3. Высокий уровень занятости ресурсов.
  • 4. Активный внешнеторговый баланс. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции и продаст ее на мировом рынке, тем больше совокупный спрос и тем стабильнее курс национальной валюты.

Некоторые цели могут противоречить друг другу, например экономисты доказывают, что высокие темпы экономического роста и занятости могут вызывать инфляцию. Противоречие стабильности уровня цен и высокого уровня занятости является предметом оживленных дискуссий. Если некоторые макроэкономические цели противоречат друг другу, то правительство должно определять приоритеты в осуществлении этих целей.

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Введение в макроэкономику

Несмотря на то, что макроэкономика – раздел экономической теории, предмет, объект и методология ее исследования имеют определенную специфику. При изучении данной темы следует выявить особенности предмета и объекта исследования макроэкономики, а также специфические методы исследования.

Предмет макроэкономики

Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла позднее, чем микроэкономика. Разделение экономической теории на микро- и макроэкономику произошло в 30-е гг. XX века под определяющим воздействием идей Джона Мейнарда Кейнса, который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла. Основные теоретические идеи Дж. М. Кейнса были изложены в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Хотя, это не означает, что до начала 30-х гг. XX в. эта область экономических знаний отсутствовала. Макроэкономические концепции присутствуют и у меркантилистов, и у физиократов, и у представителей классической политэкономии. Все они имели вполне определенные взгляды по таким макроэкономическим проблемам, как необходимый объем национального производства, уровень занятости, инфляция, экономические функции государства и т.д. Поэтому макроэкономика не является, вообще говоря, открытием Дж. М. Кейнса. Однако экономисты прошлого, будучи людьми своей эпохи, формально не создавали макроэкономические модели в современном понимании этого термина.

Вплоть до начала 70-х гг. практически вся макроэкономика сводилась к специфической интерпретации идей Дж. М. Кейнса в виде макроэкономической модели, создание которой приписывается Дж. Хиксу. Эта модель широко использовалась в научных исследованиях, преподавании экономической теории, формировании экономической политики. В развитие и популяризацию этой модели внесли большой вклад П. Самуэльсон и А. Хансен.



Однако, в начале 70-х годов единодушие, царившее среди экономистов было нарушено. Отдельные сомнения в правильности некоторых постулатов классического кейнсианства переросло в "монетаристскую контрреволюцию" во главе с признанным руководителем этой научной школы Милтоном Фридманом. С критикой макроэкономической модели Дж. Хикса и предложениями альтернативных трактовок идей Дж. М. Кейнса выступили и другие возникшие направления экономической мысли.

Бурное развитие макроэкономического анализа нашло свое отражение в эволюции сложившихся ранее представлений о предмете этой отрасли экономических знаний. В результате четкие былые границы между объектом исследования микро- и макроэкономики стали размытыми и нечеткими. Многие проблемы, считавшиеся 20 лет назад сугубо макроэкономическими, перестали быть таковыми (например, занятость).

Предмет исследования макроэкономики постоянно изменяется, в ходе воспроизводственного процесса возникают новые макроэкономические аспекты, осмысление которых требует новых подходов и решений. Воздействие НТП, внешнеэкономические факторы и многое другое обусловливают структурные непрерывные сдвиги в национальной экономике, которые проявляются на рынках. В результате экономическое поведение государства, бизнеса и публики начинает отклоняться от того, которое было предусмотрено уже разработанными макроэкономическими моделями. Возникает необходимость выработки новых моделей, учитывающих произошедшие изменения. Принципиально невозможно разработать модель, пригодную для разных национальных экономик во все времена. Поэтому развитие макроэкономики не может быть приостановлено, как не может быть приостановлен воспроизводственный процесс.

Вообще в основе деления экономической теории на микро- и макроэкономику лежат два обстоятельства.

Во-первых, микроэкономика и макроэкономика различаются аспектом и методикой исследования национального хозяйства Микроэкономический анализ посвящен изучению поведения отдельных экономических субъектов, выявлению условий, обеспечивающих совместимость их хозяйственных планов, и описанию механизма согласования совокупности индивидуальных целей субъектов национальной экономики.

Макроэкономический же анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Во-вторых, микроэкономика исследует меновое хозяйство, в котором используются «товарные деньги», т.е. функции денег выполняет одно из производимых фирмами благ (например, золото). Это приводит к тому, что в микроэкономике рассматривается лишь реальный сектор национального хозяйства. Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег», количество которых регулируется государством (Центральным банком). Поэтому в макроэкономике наряду с реальным исследуется монетарный сектор экономики и взаимодействие между этими секторами экономики.

Таким образом, в самом общем виде предметом макроэкономики является поведение экономики, рассматриваемой как единое целое с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Для понимания предмета исследования макроэкономики важно различать макроэкономический анализ ex post, или народнохозяйственное (национальное) счетоводство, и анализ ex ante – макроэкономику в собственном смысле слова.

В рамках национального счетоводства определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода с целью получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты. Эта информация служит для определения степени реализации намечавшихся целей, выработки экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран. На основе данных ex post анализа происходит корректировка макроэкономических концепций и разработка новых.

Анализ ex ante представляет собой прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций. Целью данного анализа является определение закономерностей формирования макроэкономических параметров. Так, на основе анализа ex post можно констатировать, национальный доход распределяется между потреблением и накоплением в пропорции 3:1. Соответствует ли такое соотношение условиям сбалансированного роста при отсутствии конъюнктурной безработицы, выясняется в ходе анализа ex ante.

В настоящее время макроэкономическими категориями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы.

Экономическая теория, как и другие науки, призвана не только объяснить суть исследуемых процессов и явлений и дать прогнозы их развития, но и выявить возможности влияния людей на ход событий. Поэтому экономическая теория в целом, и макроэкономика в особенности, оказывает активное воздействие на экономическую политику правительства (фискальная политика, кредитно-денежная политика, политика распределения доходов, внешнеэкономическая политика). Изучение макроэкономики крайне важно, макроэкономические решения играют центральную роль в успехах или неудачах правительств. Споры вокруг макроэкономики образуют особые разделы в платформах политических партий или их кандидатов.

Цели и задачи изучения темы

Тема 10. Введение в макроэкономику

Раздел 3. Макроэкономика

Резюме по теме

Вопросы для повторения

1. Влияют ли рынки факторов производства на решение вопросов о том, что, как и для кого производить?

2. От чего зависит спрос на факторы производства? Почему его называют «производным спросом»?

3. От чего зависит спрос на рабочую силу?

4. Что подразумевается под «организованный рынок рабочей силы»?

5. В чем отличие земли от других факторов производства?

6. В чем разница между рентой и арендной платой?

7. Что вы понимаете под капиталом? Какие точки зрения на трактовку капитала вы знаете?

8. Что вы понимаете под рынком капитала и каков механизм его функционирования?

9. Как определяется ставка процента? Назовите факторы, оказывающие влияние на её величину.

Рынок факторов производства (ресурсов) – это рынок, где продаются ресурсы и покупаются ресурсы для производства благ и услуг. Благодаря ему: определяются методы производства товаров и услуг; устанавливаются цены на факторы производства; определяются доходы их владельцев. Чтобы максимизировать прибыль фирма всегда ищет такое рациональное сочетание факторов производства, которое обеспечивает ей наивысший выход продукции.

Основными элементами механизма рынка труда являются спрос со стороны работодателей, предложение со стороны трудоспособного населения и цена труда (заработная плата).

Земля – специфический фактор производства, хозяйственный ресурс, ценность которого постоянно возрастает в силу роста спроса на сельскохозяйственную продукцию и сокращения природных ресурсов. Спрос на землю включает сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

Экономическая рента – это доход не только от земли, но и от любого другого фактора, предложение которого ограниченно. Цена земли определяется путем капитализации ренты. Цена земли – сумма денег, с которой бывший собственник земли получал бы банковский процент на вложенный капитал. Собственник земли продает свой участок за такую сумму, которую, положив в банк, будет получать проценты, равные величине ренты.

Рынок капитала выступает составной частью рынка факторов производства и рынка ссудных капиталов. Спрос на капитал – это спрос фирм на физический капитал и денежный капитал.


Формирование представления о макроэкономике, ее методологии и функциях, основных показателях системы национальных счетов

Макроэкономика – это наука об экономике как едином целом. Предметом ее исследований являются крупномасштабные экономические проблемы, а также результаты деятельности всех субъектов национальной экономики. В народном хозяйстве различают пять основных экономических субъектов: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, сектор финансовых учреждений и заграница, которые тесно взаимодействуют друг с другом на рынках благ, труда, денег и ценных бумаг.


Ключевыми проблемами макроэкономики являются:

– формирование объема и структуры общественного продукта;

– выявление и формальное описание условий макроэкономического равновесия;

– экономический рост, его факторы и механизмы;

– причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

– взаимодействие денежного и реального секторов экономики;

– природа и социально-экономические последствия инфляции;

– занятость в масштабах национальной экономики и уровень безработицы, факторы, их регулирующие;

– воздействие государственной политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения;

– влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.

Все это отличает макроэкономику от микроэкономики, которая занимается изучением экономических явлений и процессов на уровне отдельных фирм и отдельных рынков. Однако они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Макроэкономика изучает те народнохозяйственные последствия, к которым приводят решения, принимаемые на микро уровне фирмами и домашними хозяйствами. Данные решения составляют исходную основу построения подавляющего большинства микроэкономических моделей.

На макро уровне анализируется реакция фирм и домашних хозяйств на решения, принимаемые органами государственного регулирования, что позволяет оценить результативность политики государства и ее социально-экономические последствия.

Макроэкономический взгляд на хозяйственную деятельность предполагает использование агрегированных параметров, использование общих, обобщенных, совокупных величин или показателей.

В центре внимания макроэкономической теории оказывается объяснение сути исследуемых явлений и прогноза их развития и выявление возможностей влиять на ход событий. В соответствии с этим макроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную. Позитивная макроэкономика изучает реальные экономические явления и их взаимосвязи. Нормативная макроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны.

Макроэкономика как наука включает в себя следующие разделы экономических знаний: теорию денег; теорию инфляции; теорию занятости; теорию циклов; теорию экономического роста; теорию экономической политики; теорию внешнеэкономических отношений. Имея дело с фактическим состоянием народного хозяйства, макроэкономика по своей природе и методам исследования носит позитивный характер, то есть стремится ответить не вопросы: «Что есть?» и «Что может быть?». Она выступает как теоретический фундамент экономической политики государства.

Будучи нормативной по своему характеру и отвечая на вопрос «Что должно быть?», экономическая политика должна опираться на выводы позитивной экономической теории, иначе государство не может рассчитывать на успех в своей практической деятельности.

Главная проблема макроэкономической теории и экономической политики любого государства – обеспечение макроэкономического равновесия между: а) производством и потреблением; б) спросом и предложением; в) ресурсами и результатами их использования; г) материально-вещественными и денежными потоками.

Только при их совокупной сбалансированности и пропорциональности достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов в целях максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей общества и индивидов.

Большинство современных авторов основными макроэкономическими целями считают: экономический рост; увеличение свободного времени; экономическую эффективность; полную занятость; стабильный уровень цен; экономическую справедливость; экономическую свободу; экономическую обеспеченность; справедливое распределение доходов; торговый баланс; охрану окружающей среды; экономическую безопасность.

Макроэкономика – наука сравнительно молодая. Она является детищем середины XX столетия, хотя корни ее уходят в глубь ХVIII века.

Основоположником современной макроэкономической теории стал Дж. М. Кейнс, впервые обративший внимание на необходимость и возможность активной роли государства в регулировании развития национальной экономики. Однако, по этой и другим проблемам в экономической науке имеется несколько точек зрения.

На рубеже ХХ и ХХI веков наиболее активные позиции в макроэкономике заняли теоретические школы: а) монетаристов, полагающая, что все основные народнохозяйственные процессы зависят от состояния денежного обращения; б) экономики предложения, исходящая из важности стимулирования предложения капиталов и рабочей силы, использования для этого налоговой политики; в) рациональных ожиданий, ставящая во главу угла поведение хозяйствующих субъектов от ожидаемых перемен в государственной политике; г) институционализма, полагающая, что основой регулирования экономики является деятельность государственных институтов.

Главный водораздел между всеми современными экономическими шко­лами проходит по ключевому вопросу: насколько допустимо вмешательство государства в экономику, в какой мере, и к каким последствиям оно приводит. Объектом изучения всех школ являются три основные макроэкономические проблемы: занятость; инфляция; экономический рост. При всем многообразии позиций этих школ, их можно сгруппировать в две основные концепции: кейнсианство и неоклассицизм. Для наглядности их различия можно представить в виде таблицы 10.1.

  • 3. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.
  • 4.Функции потребления и сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.
  • 5. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Парадокс бережливости.
  • 6. Понятие, цели и инструменты фискальной (налоговой) политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • 7. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок. Кривая Лаффера.
  • 8. Недискреционная фискальная политика (встроенные стабилизаторы).
  • 9. Сущность и виды бюджетного дефицита, способы его финансирования.
  • 10. Государственный долг, его виды и социально-экономические последствия. Регулирование государственного долга.
  • 11.Понятие, цели и основные инструменты денежно-кредитной политики. Создание банковской системой «новых денег».
  • 12. Инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, регулирование нормы обязательных резервов. Прямые и косвенные инструменты.
  • 13. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 14. Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Законы денежного обращения.
  • 15. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики.
  • 16. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь.
  • 17. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
  • 18. Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе.
  • 19. Сущность и причины циклического развития экономики. Деловые циклы и экономический рост.
  • 20. Сущность, виды, показатели и факторы экономического роста. Теории экономического роста.
  • 21. Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни.
  • 22. Уровень и качество жизни населения. Доходы населения. Факторы, определяющие доходы населения.
  • 23. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.
  • 24. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики.
  • 25. Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 26. Трансформационная экономика: основные черты и особенности.
  • 27. Концепция переходы к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 28. Основные направления рыночных преобразований. Роль и функции государства в трансформационной экономике.
  • 29. Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программы социально-экономического развития. Государственные программы социально-экономического развития.
  • 30. Динамика макроэкономических показателей в Республике Беларусь.
  • 1. Предмет макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели.

    Макроэкономика как наука исследует национальную экономику как единое целое, рассматривая в качестве объектов анализа поведение агрегированных экономических агентов (совокупного потребителя, совокупного производителя, государства), взаимодействующих на агрегированных рынках труда, товаров и услуг, денег.

    Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

    Предметом макроэкономики является народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов, в центре внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики как валовой внутренний продукт, уровни безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

    Макроэкономический анализ осуществляется с использованием макроэкономических моделей, которые демонстрируют функциональные зависимости между агрегированными макроэкономическими показателями. Это позволяет дать формализованное описание макроэкономических явлений и процессов.

    Агрегированный показатель – это абстракция, позволяющая мысленно объединить в некоторое целое явления со схожими индивидуальными чертами.

    Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

    Он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

    В отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

    Расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

    Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.

    Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.

    В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

    С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.