Дискреционная стимулирующая налогово бюджетная политика. Бюджетно-налоговая политика государства

Википедия

Определение налога и налогово-бюджетной политики

Налоги и налогово-бюджетная политика государства

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Основные задачи бюджетной политики :

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

3) стимулировать инвестиционную активность;

4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

6) усилить контроль за величиной гос. долга.

Налогово-бюджетную политику принято подразделять на два типа : дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно , принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос , так и на совокупное предложение.

В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы .

Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты , приводящие к соответствующему изменению дохода.



Рис. 48.1. - Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y¢.

Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y ".

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX).

Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5.

Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.

Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит .

Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов.

График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

По аналогии с кредитно-денежной политикой, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа : дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно , принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос , так и на совокупное предложение.

В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы .

Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты , приводящие к соответствующему изменению дохода.

Рис. 1. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y ¢. Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y ".

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX). Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит . Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением .

Например, государство вводит аккордный налог , т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y - Т), то сократятся и потребление, и сбережение.

Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд. долл.

Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд. долл.

В итоге произойдет уменьшение дохода: DТ х МРС х k = 20 х 0,8 х 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (рис. 1) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального дохода , учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. И наоборот, уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход.

Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода , так как затрагивает величину располагаемого дохода (Y - Т). (на рис. 1 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало смещение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).

Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика , как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем забывать о лагах.

Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад , и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики: проблеме выбора времени .

«Дорого яичко к Христову дню!» - гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулирующая политика хороша именно в период спада . Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала.

Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни.

Политика экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткосрочные экономические прогнозы, по выражению американского экономиста П. Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно назвать.

Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это - спад? Нужно немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было.

Но даже если государство точно определило, что в экономике начался слад, нужно еще время , чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент.

Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. И вот нужный момент будет упущен.

К сведению. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 г.г. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно.

К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции.

Фактор времени важен и при сборе налогов : в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (так называемый эффект Танзи-Оливеры ).

Сущность фискальной политики заключается в мероприятиях правительства по изменению государственных расходов и налогообложения с целью достижения устойчивых темпов нового качества экономического роста в условиях полной занятости и стабильности уровня цен. Инструментами налоговобюджетной политики выступают государственные расходы и налоги. Различают экспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику.

Экспансионистская фискальная политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект данной политики заключается в преодолении циклического спада производства. Долгосрочный результат может состоять в оживлении инвестиционной активности фирм и устойчивом росте совокупного предложения.

Рестриктивная фискальная политика предполагает сокращение государственных расходов, увеличение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект в рассматриваемом случае состоит в определенной нейтрализации факторов

инфляции со стороны совокупного спроса ценой сокращения занятости и даже возможного спада производства. Долгосрочный результат может состоять в стагфляции, что наиболее отчетливо демонстрирует российская экономика переходного периода.

Государство проводит как дискреционную, так и недискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами с целью изменения уровня занятости, контроля над инфляцией и ускорения нового качества экономического роста. Теоретическим обоснованием необходимости и возможности дискреционной фискальной политики является кейнсианское положение о том, что товарный рынок может находиться в равновесии в ситуациях, когда доход или выпуск выше либо ниже уровней, соответствующих полной занятости.

Главная задача дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим изменениям совокупного спроса и дохода. Поэтому в обычной ситуации эта политика должна приводить к дефициту государственного бюджета в период спада и к профициту бюджета в период бурного экономического подъема . Основными инструментами дискреционной налогово-бюджетной политики считаются государственные программы капиталовложений, проекты по трудоустройству населения, временные изменения ставок налогообложения.

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний дохода. Современная налогово-бюджетная система имеет свойство автоматической стабильности, под которой понимается механизм, позволяю-

щий уменьшать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качестве автоматических, или “встроенных стабилизаторов”, обычно выступают прогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или “отрицательных налогов”.

Недискреционная фискальная политика приводит к автоматическим изменениям государственного бюджета, поскольку на него оказывают влияние изменения государственных трансфертов и налоговых поступлений. Например, в период экономического спада автоматически возникает бюджетный дефицит, поскольку “встроенный стабилизатор” приводит в данном случае к уменьшению налоговых поступлений и росту трансфертных платежей. Следовательно, во время спада производства недискреционная, автоматическая фискальная политика, равно как и дискреционная, всегда экспансионистская.

В период экономического подъема автоматически возникает бюджетный профицит, что обусловлено недискреционным ростом налоговых поступлений при одновременном сокращении трансфертных платежей. Это значит, что во время роста выпуска недискреционная, автоматическая фискальная политика, равно как и дискреционная, является рестриктивной. В то же время “встроенные стабилизаторы”, в отличие от дискреционных фискальных мер, представляют собой быстродействующие механизмы экономической политики, поскольку “включаются” без непосредственного специального вмешательства органов законодательной власти.

В действительности бывает непросто оценить влияние отдельно дискреционных и недискреционных фискальных мер на экономическую динамику. Поэтому иногда бывает так, что дискреционная политика может привести к “провалу” государства и ухудшению экономической ситуации, а отсутствие чрезмерного государственного вмешательства в экономику, напротив, обеспечит макроэкономическую стабильность. Отсюда возникает проблема оценки результатов фискальной политики. Для этого обычно используют состояние государственного бюджета, которое и позволит определить конкретный вариант фискальной политики.

Рассмотрим связь государственного бюджета с дискреционной и недискреционной фискальной политикой. При этом очевидно, что фактический бюджет (баланс, профицит или дефицит) формируется в результате действия как дискреционных, так и автоматических налогово-бюджетных механизмов. Если исследовать только ситуацию бюджетного дефицита, то можно утверждать, что фактический дефицит равен сумме недискреционного и дискреционного дефицитов.

Для исчисления дискреционного, или структурного дефицита, используется показатель бюджета полной занятости или структурного бюджета, показывающего, каков был бы бюджетный дефицит, если бы экономика функционировала при полной занятости в течение года. То есть дискреционный дефицит есть дефицит бюджета в условиях полной занятости ресурсов и достижения экономикой потенциального объема выпуска. Исчислить дискреционный дефицит достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается точно определить уровень полной занятости и потенциального объема выпуска. Зная величины фактического и дискреционного дефицитов, нетрудно исчислить объем не дискреционного, или автоматического, циклического дефицита, равного разности между фактическим и дискреционным дефицитом.

  • Бюджетный дефицит - это ситуация, когда расходы государствапревышают его доходы. Бюджетный профицит, или излишек, возникаетв том случае, если суммарные налоговые поступления и другие доходыгосударства в течение года превышают его расходы. Бюджетный баланснаступает в том случае, если в течение определенного периода доходы ирасходы государства равны.

Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) - один из важнейших (наряду с кредитно-денежной политикой) методов осуществления государственной экономической политики.

Она предполага­ет манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокуп­ных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Следует различать проводимую государством дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная налогово-бюджетная политика - сознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Различают дискреционную стимулирующую и дискрецион­ную сдерживающую налогово-бюджетную политику.

Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная полити­ка предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная поли­тика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная по­литика будет сопровождаться ростом дефицита государствен­ного бюджета. Она проводится в целях борьбы со спадами, с безработицей и сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок.

Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает извест­ная модель «Совокупный спрос - совокупное предложение».

На рис. видно, что стимулирующая фискальная поли­тика приводит к росту совокупного спроса, реальный объем производства растет от Y 1 до Y 2 . Но эти меры возможно прово­дить лишь на кейнсианском отрезке кривой совокупного пред­ложения. На вертикальном отрезке они выльются в чистую ин­фляцию и не дадут стимулирующего эффекта.

Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюджетной политики осложняется трудностью правильного вы­бора момента для ее реализации, точного осознания того, на ка­ком участке кривой совокупного предложения находится эконо­мика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недис­креционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую еще называют политикой встроенной стабильности.

Недискреционная политика (автоматическая политика, по­литика использования встроенных стабилизаторов ) - это при­нятие и законодательное закрепление каких-либо мер, кото­рые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства.

Она предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стаби­лизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фис­кальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают ав­томатически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве такого стабилизатора и может выступать про­грессивная налоговая система.


Стабилизаторы (налоговые поступления, выплаты пособий по безработице, субсидии ферме­рам и т.д.) могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер общенационального характера с активным участием государства, предпринимательских и банковских структур.

Хороший пример автоматической налогово-бюджетной по­литики - прогрессивные (и даже пропорциональные) налоги.

В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это немного стимулирует экономику к росту. В случае подъема, «перегрева» доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейший подъем, чрева­тый кризисом перепроизводства.

Идею встроенной стабильности можно представить графи­чески (рис. 17.8).

Государственные расходы G неизменны, заложены в бюджет.

Наклон кривой налоговых поступлений (Т) зависит от величины налоговой ставки. Для простоты считаем систему пропорциональной, то есть налоговую ставку (t) постоянной. Тогда: Т= Yx t.

Исходный уровень дохода - Y 0 .

Если доход падает до уровня Y 1 , расходы автоматически становятся выше налоговых поступлений, образуется дефицит, а это немного стимулирует рост.

Если доход растет до уровня Y 2 , налоговые поступления ав­томатически становятся выше расходов, образуется профи­цит, избыток, а это немного сдерживает рост.

Конечно, встроенные стабилизаторы не всесильны, они не могут решить все проблемы, но этот вид политики успешно выполняет роль амортизатора в экономике и дополняет меро­приятия дискреционного характера.

В целом можно сказать, что бюджетный дефицит выступает в качестве стимула развития экономики, а бюджетные профи­циты - в качестве сдерживающего элемента.

По аналогии с кредитно-денежной политикой, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа: дискреционную (гиб­кую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государ­ственными расходами с целью воздействия на уровень экономической ак­тивности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законода­тельные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообло­жения, введения новых налогов и т. п.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздей­ствие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокуп­ного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государ­ственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой эконо­мики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соот­ветствующему изменению дохода.

Вспомним график «кейнсианского креста» из гл. 18, показывающего ус­тановление равновесия национального дохода.


Совокупные jfk расходы



Рис. 22.4. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода


Налогово-бюджетная система

Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложе­
ния сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уров­
ня Г . Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообло­
жения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до
уровня Y".

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то ли­ния С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX)". Например, AG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мульти­пликатор (к) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит: Δ7 = AG X к (20X 5) = 100 млрд. долл. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достиже­ния уровня полной занятости.



Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уро­вень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX)".

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем пол­ной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением. Например, государство вводит аккордный налог, т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налого­вых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - извес­тное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличива­ется налоговая ставка.

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введе­ния этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y-T), то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшит­ся, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 X 0,8 = 16 млрд. долл. Сбе­режения также уменьшатся: 20 χ 0,2 = 4 млрд. долл. В итоге произойдет уменьшение дохода: ΔT X МРС X к = 20 X 0,8 X 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (см. вновь рис. 22.4) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального до­хода, учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. И наоборот, умень­шение аккордного налога поднимет вверх фафик совокупных расходов и уве­личит национальный доход. Итак, правительство при борьбе со спадами мо­жет как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Глава 22


Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государ­ственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные рас­ходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохо­да (Y- Т). (На рис. 22.4 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало сме­щение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).



Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная полити­ка предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождать­ся бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государ­ства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответ­ственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем за­бывать о временных лагах.

Поэтому правительство, принимая решение о проведении дискрецион­ной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государ­ственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на ка­ком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изме­нение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюд­жетной политики: проблеме выбора времени. «Дорого яичко к Христову дню!» ~ гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулиру­ющая политика хороша именно в период спада. Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала. Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни. Полити­ка экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткос­рочные экономические прогнозы, по выражению американского экономис­та П.Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно на­звать. Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это спад? Нужно немедленно начинать, стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано Не экономическими, а политическими при­чинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не


Налогово-бюджетная система

было. Но даже если государство точно определило, что в экономике начал­ся спад (вспомним об известных нам из гл. 19 опережающих показателях экономической конъюнктуры), нужно еще время, чтобы продумать конкрет­ные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (извест­ный нам лаг принятия решения - см. гл. 17). И вот нужный момент будет упущен. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 гг. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый зако­нопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно. К тому времени спад пошел на убыль, нача­лось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимули­рующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию ин­фляции. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой ин­фляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (так на­зываемый эффект Танзи-Оливера 1 , о котором подробнее см. гл. 23).

Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической по­литики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджет­ная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

Автоматическая налогово-бюджетная политика это автоматичес­кие изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от при­нятия решений правительством. Ведь законодательный орган определя-ся только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автомати­ческая налогово-бюджетная политика является результатом действия авто­матических, или встроенных стабилизаторов, т. е. механизмов в эконо­мике, которые уменьшаю! реакцию реального ВВП на изменения совокуп­ного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рис. 22.5. мы можем увидеть механизм действия та­кого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

Наклон ломаной кривой Г на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяют­ся по формуле: Y X t = Т. Например, если доход (У) составляет 500 млрд. долл., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налого­вая ставка и кривая Г становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Г принимает более пологий вид.

Эффект назван по имени современных экономистов Вито Танчи и Хулио Оливера.

Глава 21


Рис. 22.5. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращают­ся автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодатель­ной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики - основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче ста­новится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безрабо­тицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступле­ния автоматически возрастают - все из-за той же прогрессивности нало­гообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается эко­номический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработи­це. Следовательно, «размах качелей» (то есть колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджет­ные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздействие на экономику. Бюд­жетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджет­ные профициты - бороться с перегревом экономики, с инфляцией.


Налогово-бюджетная система

Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискрецион-ноЙ, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран.

И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не могут во­обще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

П.Самуэльсон в своем известном учебнике «Экономика» 1 проводит ин­тересную и поучительную аналогию между автоматической налогово-бюд­жетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью человека. Точно также и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исклю­чили бы необходимость проведения дискреционной политики».

На практике правительства промышленно развитых стран проводят ком­бинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискрецион­ные и недискреционные методы.