Контроль темы 10 занятость и безработица. Презентация на тему "занятость и безработица"

Тест по теме «Занятость и безработица»
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
1. Безработный А. это человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.
2. Занятость Б. то сумма денежных средств и материальных благ,полученных за определенный промежуток времени
3. Заработная плата В. это общая сумма денежных и натуральныхдоходов по всем источникам их поступления с учетом стоимостибесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных
фондов.
4. Располагаемые доходы Г. это сумма денежных доходов без вычетов налогов.
5. Совокупные доходы Д. это средства, используемые населением для потребления и сбережения.
6. Доходы Е. это цена рабочей силы, предоставляемой наемнымиработниками в процессе трудовой деятельности.
7. Премиальная форма заработной платы Ж. это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
8. Номинальные доходы З. это номинальная заработная плата, рассчитаннаяс учетом изменения розничных цен.
9. Реальная зарплата И. это дополнительная оплата к повременномуили сдельному заработку за добросовестное выполнение своихтрудовых обязанностей или за перевыполнение плана.
10. Номинальная зарплата К. это такой уровень дохода, которыйпозволял бы поддерживать минимальный уровень жизни, т. е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев.
11. Служба занятости Л. это деятельность людей, приносящая им трудовой доход.
12. Прожиточный минимум М. это ситуация, когда часть трудоспособногонаселения (рабочей силы) не занята в общественном производстве.
13. Потребитель Н. это те трудоспособные граждане, которые неимеют работы и заработка, обращаются в службузанятости и иныеорганизации в целях поиска работы и готовы приступить к ней.
14. Безработица О. это специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.
Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.
1. При сдельной оплате заработная плата работника зависит ототработанного им времени и его оклада, а повременная формапредполагает оплату труда работников по количеству произведенной
продукции требуемого качества.
2. Фрикционная безработица возникает из-за несоответствияспроса и предложения на рынке труда, циклическая безработицасвязана с добровольным переходом трудящегося с одной работына другую в целях поиска лучших условий труда, структурная безработицавозникает в определенное время года, сезонная безработицаявляется следствием низкого спроса на рабочую силу вовсех отраслях экономики в период экономического спада.
3. При технологической безработице трудящийся из-за небольшого объема работы вынужден работать неполный рабочийдень, застойная безработица возникает в условиях неэффективногоИспользования рабочей силы, частичной называется безработица, распространенная среди определенной категории работниковв течение длительного времени, скрытая безработица
связана с вытеснением из производства труда человека в связи сзаменой его трудом машин под влиянием научно-техническогопрогресса.4. Государство заинтересовано в увеличении числа безработных,поэтому оно уделяет мало внимания регулированию рынка труда.
Справочная информация
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ФРИКЦИОННАЯ
Информация о наличии рабочих мест
Услуги Государственной службы занятости
СТРУКТУРНАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ)
Субсидии на получение образования
Обучение и переобучение кадров

Закон о равных возможностях трудоустройства.
Поддержка малого бизнеса (самозанятости)
ЦИКЛИЧЕСКАЯ
Налоговая политика
Службы занятости
Поддержка малого бизнеса
Создание временных рабочих мест
ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ БЕЗРАБОТИЦЫ:
ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Задание 3. Заполните таблицу
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя знания о видах безработицы, заполните вторую колонку таблицы.
Определите государственные меры, которые смогли бы помочь в каждом конкретном случае безработицы. Используйте справочную информаиюРАБОТНИКИ ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ
Недавний выпускник техникума, ищет свою первую работу Бывший работник завода, который закрыли вследствие того, что оборудование устарело Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения банковского процента произошел спад в жилищном строительстве Работник, уволенный агрофирмой после окончания периода сбора овощей Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места Работник нефтяной компании, уволенный в связи с падением спроса на нефть Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда установили автоматическую линию связи Работник, автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей

    1. Тест (10 б):

    А)

    ВВП;

    Снижению роста ВВП.

    Б)

    3. - это часть трудоспособного населения, которая:

    Б)

    1. Потенциальный уровень ВВП - это такой объем производства, при котором:

    5. Безработные - это:

    Б)

    6. Занятые - это часть трудоспособного населения, которая:

    А)

    В)

    В) увеличится.

    В)

    А)

    II

    1. Трудоспособное население
    2. Нетрудоспособное население
    3. Экономически активное население
    4. Добровольно незанятые
    5. Занятые
    6. Безработные
    7. Норма безработицы

    III . Задача (3б)

    Определить, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население - 100 млн.чел., неработающие - 46 млн.чел., норма безработицы - 10%.

    Решение: Занятые = население - неработающие = 100-46=56 млн.чел.

    Х/54+Х=10%, где Х - число безработных. Откуда Х = 6 млн.чел.

    46-6=40 млн.чел. - число трудоспособных, которые не намерены работать.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по экономике по теме "Экономический цикл, занятость и безработица"»

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»

1 вариант

    Тест (10 б):

    Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла

А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

Б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.

А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

Б) изменение величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня

В) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к

снижению темпа роста ВВП.

А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;

Б) равна сумме занятых и безработных;

В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.

А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

Б) остается за вычетом безработных;

В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.

6. Безработные – это:

А) неработающая часть трудоспособного населения;

Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.

А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

Б) снижение нормы естественной безработицы;

В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.

А) неполное использование ресурсов экономики;

Б) сокращение инвестиций в новую технологию;

В) рост личных потребительских расходов населения.

А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;

Б) безработный открывает собственное дело;

В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.

II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):

    Фрикционная безработица

    Структурная безработица

    Технологическая безработица

    Полная занятость

    Циклическая безработица

    Скрытая безработица

1-Е, 2-Б, 3-Д, 4- A , 5-Г, 6-Ж, 7-В

III . Задача (3 б)

Решение: U /60 млн.чел.=6%, откуда U =3,6 млн. чел., Е(занятые)=60-3,6=56,4млн.чел.

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»

    Тест (10 б):

1. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации

А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

    Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла

А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

Б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.

3. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;

Б) равна сумме занятых и безработных;

В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.

    Потенциальный уровень ВВП – это такой объем производства, при котором:

А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

Б) ВВП достиг своего максимального

5. Безработные – это:

А) неработающая часть трудоспособного населения;

Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

6. Занятые – это часть трудоспособного населения, которая:

А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

Б) остается за вычетом безработных;

В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.

7. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:

А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

Б) снижение нормы естественной безработицы;

В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.

8. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:

А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.

9. Единовременная выплата всей суммы полагающегося безработному пособия допускается в том случае, когда:

А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;

Б) безработный открывает собственное дело;

В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.

10. Экономическими последствиями роста безработицы являются:

А) неполное использование ресурсов экономики;

Б) сокращение инвестиций в новую технологию;

В) рост личных потребительских расходов населения.

II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):

    Трудоспособное население

    Нетрудоспособное население

    Экономически активное население

    Добровольно незанятые

  1. Безработные

    Норма безработицы

А. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Б. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения.

В. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных.

Г. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте.

Д. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу.

Е. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных.

Ж. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения.

1-Б, 2-Г, 3-Е, 4-Ж, 5-А, 6-Д, 7-В

III . Задача (3б)

Определить, чему равно число трудоспособных людей, которые не работают и не намерены работать, если известны следующие данные: население – 100 млн.чел., неработающие – 46 млн.чел., норма безработицы – 10%.

Решение: Занятые = население – неработающие = 100-46=56 млн.чел.

Х/54+Х=10%, где Х – число безработных. Откуда Х = 6 млн.чел.

46-6=40 млн.чел. – число трудоспособных, которые не намерены работать.

Итого: 10+7+3=20 б «5» - 17-20 б «4» - 13-16 б «3» - 7-12

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

по теме: «Экономический цикл, занятость и безработица»

1 вариант

    Тест (10 б):

    Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла

А) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъем достигает своего пика;

Б)от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъема;

В) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна.

2. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации

А) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

Б) изменение величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня

В) достижение в ходе циклического подъема пика, как правило, приводит к

снижению темпа роста ВВП.

    Потенциальный уровень ВВП – это такой объем производства, при котором:

А) достигнута полная занятость и оптимальная загрузка ресурсов экономики;

Б) ВВП достиг своего максимального уровня;

В) ВВП находится на оптимальном уровне.

4. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

А) работает по найму, занимается предпринимательством, учится и занимается домашним хозяйством;

Б) равна сумме занятых и безработных;

В) равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных.

5. Занятые – это часть трудоспособного населения, которая:

А) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

Б) остается за вычетом безработных;

В) остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать.

6. Безработные – это:

А) неработающая часть трудоспособного населения;

Б) трудоспособные, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

7. Как изменится норма безработицы, если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится:

А) уменьшится; Б) остается неизменной; В) увеличится.

8. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:

А) рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

Б) снижение нормы естественной безработицы;

В) снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня.

9. Экономическими последствиями роста безработицы являются:

А) неполное использование ресурсов экономики;

Б) сокращение инвестиций в новую технологию;

В) рост личных потребительских расходов населения.

10. Единовременная выплата всей суммы полагающегося безработному пособия допускается в том случае, когда:

А) безработный намерен эмигрировать со своей семьей в другую страну;

Б) безработный открывает собственное дело;

В) безработный обязан погасить задолженность по потребительскому кредиту.

II . Установите соответствие между понятием и его определением (7 б):

    Фрикционная безработица

    Структурная безработица

    Технологическая безработица

    Естественный уровень безработицы

    Полная занятость

    Циклическая безработица

    Скрытая безработица

А. Уровень безработицы, который складывается когда существует только фрикционная и структурная форма безработицы.

Б. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т.е. структуре рабочих мест.

В. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда, как безработные.

Г. Уровень занятости, при котором существует только фрикционная и структурная безработица.

Д. Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования.

Е. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое.

Ж. Безработица, которая возникает и растёт во время циклического спада.

III . Задача (3 б)

Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн. человек, а норма безработицы равна 6 %?

Итого: 10+7+3=20 б «5» - 17-20 б «4» - 13-16 б «3» - 7-12

Контрольная работа по экономике для 11 профильного класса

Тест по обществознанию Занятость и безработица для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К особенностям рынка труда не относится

1) продажа на рынке труда рабочей силы
2) постоянное превышение спроса рабочей силы над её предложением
3) регулируемость рынка труда
4) изменяемость рынка труда из-за перемен в структуре профессиональной подготовки

2. Предложение труда зависит от

1) доли трудоспособного населения в общей его численности
2) миграционных возможностей населения
3) продолжительности рабочего дня
4) всего перечисленного

3. Наиболее вероятной причиной безработицы является(-ются)

1) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и появлению новых
2) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий
3) усиление конкурентной борьбы между производителями
4) монополизация отдельных отраслей экономики

4. Естественный уровень безработицы составляет(-ют)

1) циклическая безработица
2) структурная безработица
3) сумма фрикционной и структурной безработицы
4) сумма циклической и фрикционной безработицы

5. Верны ли следующие суждения о прожиточном минимуме?

А. Прожиточный минимум - уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека.
Б. Прожиточный минимум - нижняя граница заработной платы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?

А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы.
Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о величине спроса на труд?

А. Величина спрос а на труд зависит от фазы экономического цикла.
Б. Величина спроса на труд зависит от величины заработной платы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В США во время «Великой депрессии» (1929-1933 гг.) имел место спад производства и общий низкий спрос на рабочую силу во всех сферах, отраслях экономики и регионах. Тогда безработным был каждый второй. Безработица периода «Великой депрессии» является примером

1) фрикционной
2) циклической
3) структурной
4) сезонной

9. В стране Н. о существовании безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быт ь заняты без переквалификации работников. Какой вид безработицы имеет место в стране Н.?

1) циклическая
2) скрытая
3) фрикционная
4) структурная

10. В стране Ф. безработица связана с постоянным движением населения от профессии к профессии, из региона в регион. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Ф. существует фрикционная безработица?

1) носит непродолжительный характер
2) связана с несоответствием структуры рабочей силы спросу на труд из-за научно-технических нововведений
3) образуется в тех отраслях, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства
4) обусловлена экономическим спадом

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Найдите в приведённом списке средства активной политики занятости и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выплата пособий по безработице
2) профессиональное обучение безработных
3) предоставление компенсации работникам, уволенным с предприятий
4) информирование о рынке труда
5) поддержка предпринимательской активности безработных
6) предоставление услуг центров психологической поддержки населения

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Безработица относится к макроэкономическим проблемам. (Б) Представляется, что полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. (В) Фрикционная и структурная безработица является, как считают экономисты, совершенно неизбежной. (Г) Уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответы на тест по обществознанию Занятость и безработица для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-4
3-1
4-3
5-3
6-4
7-3
8-2
9-4
10-1
Задания с кратким ответом
1. сдельная
2. 245
3. 1221

Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Задачи урока:

  • Обучающие : сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
  • Развивающие : развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
  • Воспитательные : экономическое, правовое воспитание.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально- трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально- трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.

Основные понятия: занятые, безработица.

План урока:

1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка класса к работе.

II . Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.

III . Актуализация знаний

Организация беседы по теме «Занятость и безработица». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица - зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?

IV . Изучение нового материала

Причины, виды и формы безработицы

Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.

Экономически активное население (совокупная рабочая сила ) - всё трудоспособное население.

Занятые - та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные - относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.
Преподаватель, используя презентацию к уроку и тестовое задание (раздаточный материал), организует работу обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
- 1 группа - причины безработицы;
- 2 группа - виды безработицы;
- 3 группа - формы безработицы.

Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа - причины безработицы.

Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

2 группа - виды безработицы.

Основные виды безработицы

Фрикционная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

Смена места жительства;
- недовольство зарплатой;
- разочарование в профессии.
Особенность - непродолжительность.

Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

Изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.
Особенность - исчезновение и появление профессий.

Циклическая

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

Возникает в период спада;
- исчезает или сокращается в период подъёма.
Особенность - привязана к продолжительности фаз экономического цикла.

Сезонная

Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)

Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы

3 группа - формы безработицы.

Основные формы безработицы

Открытая

Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет

Скрытая

Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая

Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная

Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы

Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).

Государственная политика в области занятости.

При изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть

Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
- сдерживаются требования профсоюзов в

Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
- снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
- усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);
- потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
- моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности

Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.

Безработица и её последствия

Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
- год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
- увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.

Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).

Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
- проведение мини- социологического опроса «Как увеличить занятость, сократить безработицу?»;
- привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.

Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.

V . Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.

VI . Итоги урока. Рефлексия

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII . Задание на самоподготовку

Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
Параграф 10.
Базовый - вопросы к параграфу 10.
Углублённый - мини- проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость».

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик Н.Ю. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень. М., 2014.
  2. Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., 2015.
  3. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., 2014.