Российские стандарты бухгалтерского учета. Новый закон «О бухгалтерском учете»: система регулирующих практику документов Федеральные правила стандарты бухгалтерского учета
О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.
Что такое стандарты бухучета
Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- федеральные стандарты бухгалтерского учета;
- отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
- стандарты учета, установленные самой организацией.
При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.
Федеральные учетные стандарты
Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
- допустимые способы оценки учетных объектов;
- порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
- требования к учетной политике;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
- упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .
Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).
До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (
Принятие нового закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ вместо утратившего силу 129-ФЗ внесло изменения в ряд важных понятий. Так, вместо родного всем понятия «российские стандарты бухгалтерского учета» (РСБУ) в 402-ФЗ введено понятие «федеральные стандарты бухгалтерского учета». В статье рассмотрим, повлияли ли изменения в формулировке на работу бухгалтеров, остановимся на перспективах развития ФСБУ.
Куда исчезли РСБУ
Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", так как оно прошло в рамках предыдущей программы. Основное изменение касается организаций, формирующих консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Теперь такие организации вправе не применять способ учета по национальным правилам, когда такой способ противоречит требованиям МСФО. Данное новшество уже породило ряд вопросов, в том числе могут ли применять такие нововведения организации, составляющие отчетность по МСФО добровольно? На сегодняшний день бытует позиция, что да, ограничений для применения правил МСФО нет и для тех, кто это делает добровольно. Кроме того, учитывая диапазон выбора способов учета, нельзя отказаться от применения национального правила, если существует какой-либо способ учета МСФО, хоть он и не закреплен в учетной политике организации.
Указанная цель пока не воплотилась в новых ФСБУ и не коснулась ранее принятых. Однако, на текущий момент завершен срок, установленный для публичного обсуждения следующих проектов ФСБУ:
- запасы;
- основные средства;
- нематериальные активы;
- изменения в ПБУ 3/2006.
Также на сайте Минфина РФ имеется проект нового ФСБУ «Учет аренды».
Марина Ритер,
юрист, автор книг
С 1 января 2013 года вступит в силу новый ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» Он придет на смену действующему в настоящее время ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ, также регулирующему бухгалтерский учет. Новый закон был принят для того, чтобы устранить пробелы законодательства и регламентировать понятия, возникшие в практической работе бухгалтеров в последние годы.
Что такое бухгалтерский учет?
ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое определение понятия бухгалтерский учет. Теперь это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402 – ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными тем же Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 402 – ФЗ).
Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерским учетом понималась упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, бязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, новое определение бухгалтерского учета расширяет и дополняет это понятие.
Кто обязан вести бухгалтерский учет?
ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое понятие – экономические субъекты, к которым относятся, российские организации, ИП, адвокаты, нотариусы, филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных организаций, международные организации, простые товарищества.
Все вышеперечисленные обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно от даты государственной регистрации и до даты реорганизации или ликвидации, то есть прекращения деятельности.
Здесь необходимо уточнить следующее:
– под российскими организациями новый ФЗ понимает:
– коммерческие и некоммерческие организации всех видов;
– государственные органы и органы местного самоуправления;
– органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
– Банк России.
Таким образом, ФЗ не сделал исключений ни для кого, и теперь бухгалтерский учет должен применяться;
– при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности (п. 2 ст. 2 ФЗ № 402 – ФЗ);
– экономическими субъектами, применяющими УСН;
– организациями – участниками проекта «Сколково», независимо от объема годовой выручки;
– ИП, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой. Не вести бухгалтерский учет они могут только в том случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов или других объектов налогообложения, в оответствии с правилами, предусмотренными НК РФ;
– филиалы, представительства и друге структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с действующим законодательством иностранных государств. Аналогично предыдущему пункту, они могут не вести бухгалтерский учет в том случае, если ведут учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Какие новые понятия ввел ФЗ № 402 – ФЗ?
Новый закон о бухгалтерском учете вводит ряд новых понятий. А именно:
– стандарт бухгалтерского учета
– документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
– международный стандарт
– стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
– факт хозяйственной жизни
– сделка, событие или операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
– отчетный период
– период, за который предоставляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
– учетная политика
– совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.
Какие понятия изменил ФЗ № 402 – ФЗ?
ФЗ № 402 – ФЗ внес изменения и уточнения в ряд понятий, которые существовали в бухгалтерском учете ранее.
А именно:
– руководитель экономического субъекта
– лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. В ФЗ № 129 – ФЗ под руководителем организации понимался руководитель ее исполнительного органа или лицо, ответственное за ведение дел организации;
– план счетов бухгалтерского учета
– систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В ФЗ № 129 – ФЗ речь шла о перечне синтетических счетов;
– бухгалтерская отчетность
– информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями ФЗ № 402 – ФЗ. В ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерской отчетностью следовало понимать единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам;
– объекты бухгалтерского учета
, которые теперь включают в себя факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Ранее в это понятие входило только имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.
Кем должен вестись бухгалтерский учет?
В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ бухгалтерский учет может вестись
– главным бухгалтером или иным должностным лицом экономического субъекта;
– по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По правилам нового ФЗ вести бухгалтерский учет лично может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание, что новый ФЗ предъявляет особые требования к лицам, которые ведут бухгалтерский учет в ОАО, страховых организациях, негосударственных ПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях ПИФов, а также в других экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также новые требования касаются лиц, ведущих бухгалтерский учет в органах управления государственных внебюджетных фондов и органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Итак, главный бухгалтер (иное должностное лицо) в перечисленных выше организациях должен:
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь стаж работы, напрямую связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а в случае, если у должностного лица нет высшего рофессионального образования, то стаж работы должен составлять не менее пяти лет из последних семи;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.
ФЗ № 402 – ФЗ не исключает возможности предъявления иных требований к главным бухгалтерам в соответствии с федеральным законодательством.
Необходимо отметить, что названные выше требования будут предъявляться только к лицам, которые назначены на должность главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) в перечисленных выше организациях после вступления в силу ФЗ № 402 – ФЗ, то есть после 01 января 2013 года.
Обратите внимание, что указанные требования нельзя обойти, даже заключив гражданско – правовой договор на бухгалтерское обслуживание. Если этот документ будет подписан с организацией, то хотя бы один ее сотрудник должен отвечать предусмотренным ФЗ № 402 – ФЗ требованиям.
Каковы принципы регулирования бухгалтерского учета?
В ст. 20 ФЗ № 402 – ФЗ закреплены основные принципы регулирования бухгалтерского учета. А именно:
– федеральные и отраслевые стандарты должны соответствовать потребностям пользователей;
– для некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства должны быть предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
– федеральные и отраслевые стандарты должны быть разработаны на основании международных стандартов;
– для применения федеральных и отраслевых стандартов должны быть созданы условия единообразного применения;
– не должны совмещаться полномочия по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.
Каков порядок разрешения разногласий?
Новый ФЗ № 402 – ФЗ не возлагает на главных бухгалтеров ответственность ни за формирование учетной политики, ни за ведение бухгалтерского учета, ни за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В случае возникновения спорных вопросов между руководителем и главным бухгалтером, последний отражает (не отражает) в регистрах бухгалтерского учета спорный первичный документ только на основании письменного распоряжения руководителя.
Аналогично в бухгалтерской отчетности отражаются спорные объекты бухгалтерского учета.
Таким образом, принцип разрешения разногласий остался по сути прежним, только теперь по письменному распоряжению руководителя можно как отражать спорные документы или объекты, так и не отражать их.
Что такое внутренний контроль?
ФЗ № 402 – ФЗ введено новое понятие внутреннего контроля. На основании ст. 2 этого Закона осуществлять внутренний контроль совершения фактов хозяйственной жизни должен каждый экономический субъект. А организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Таким образом, с 01 января 2013 года в организациях должны появиться отделы или должностные лица, которые будут выполнять функции внутренних контролеров. Это правило не относится только к субъектам малого и среднего предпринимательства, где руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на себя.
Что такое стандарты бухгалтерского учета?
Стандарт – это документ обязательный для применения, в рассматриваемом случае – каждым экономическим субъектом.
В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на:
– международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.
К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:
– Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)
Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы.
– Федеральные стандарты устанавливают:
Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;
? допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
? порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;
? требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;
? План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);
? состав, содержание и порядок формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, образцы форм такой отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
? условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;
? состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;
? упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства;
? федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.
? Федеральные стандарты не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ. До того момента как этот вид стандартов будет разработан и вступит в силу экономические субъекты должны применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 г.
– Отраслевые стандарты
Пункт 5 ст. 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ. Также как и в случае с федеральными стандартами, пока не появятся отраслевые, следует применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 года.
– Стандарты конкретного экономического субъекта
Разработка и применение этого вида стандартов –право, а не обязанность, экономического субъекта.
Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены. Потом уже приступать к написанию самих стандартов.
Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации.
Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам.
Как будут разрабатываться федеральные стандарты бухгалтерского учета?
С даты вступления в силу ФЗ № 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., бухгалтерский учет будет регулироваться:
– уполномоченным федеральным органом.
Под этим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то есть Минфин России. Именно на него будет возложена обязанность разработки федеральных стандартов по согласованию с Банком России, субъектами негосударственного регулирования и другими заинтересованными лицами.
– Банком России;
– субъектами негосударственного регулирования.
Под этими субъектами следует понимать саморегулируемые организации предпринимателей, других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторов, а также их союзы, ассоциации и любые другие некоммерческие организации, которые считают нужным участвовать в развитии бухгалтерского учета в РФ.
Что изменилось в сфере учетной политики?
Учетная политика, с точки зрения ФЗ № 402-ФЗ, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом (п. 1 ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ). Необходимо отметить, что основополагающие принципы применения и изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета остались прежними. Между тем, новый Закон устанавливает основные правила для формирования этого документа:
– учетная политика должна самостоятельно формироваться экономическим субъектом на основании действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
– при формировании учетной политики применительно к конкретному объекту бухгалтерского учета способ ведения такого учета следует выбирать из способов, которые допущены в федеральных стандартах;
– если для конкретного объекта способ ведения бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен, то экономический субъект имеет право разработать его самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов;
Также ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что руководитель экономического субъекта должен утвердить обязательные приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документов внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие документы, которые необходимы конкретному экономическому субъекту для организации бухгалтерского учета.
Что изменилось в сфере бухгалтерских документов?
ФЗ № 402-ФЗ внес значительные изменения в правила, связанные с оформлением и применением следующих документов:
– первичные документы
Эти документы фиксируют каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта. С момента вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете формы первичных документов будут разрабатываться лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждаться руководителем экономического субъекта. Унифицированные формы применять не обязательно, но организация может взять их за основу при разработке своих форм первичных документов.
Также необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не содержит правила о лицах, обязанных подписывать первичные документы. Обязательные реквизиты, между тем, остались прежними.
– регистры бухгалтерского учета
Аналогично с первичными документами, регистры бухгалтерского учета должны быть разработаны лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждены руководителем экономического субъекта. Единственным правилом является необходимость соблюдения правил п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ, который устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета.
Также, следует отметить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности более не является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).
Как внести исправления в бухгалтерские документы?
Новый Закон о бухгалтерском учете более четко регламентировал процесс внесения изменений в бухгалтерские документы. В соответствии с ним в первичных учетных документах допускаются исправления, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством в сфере бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
В регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления только с разрешения лица, ответственного за ведение такого регистра (п. 8 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).
Исправления и первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны содержать:
– дату исправления;
– подписи и ФИО лиц, которые составили первичный документ, или лица, ответственного за ведение регистра бухгалтерского учета.
Также, необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не предусматривает запрета на внесение исправлений в банковские и кассовые документы.
Как выглядит процесс изъятия бухгалтерских документов?
Если по каким – то причинам первичные учетные документы или регистры бухгалтерского учета (в том числе в электронном виде) изымаются, то в документы бухгалтерского учета должны быть включены их копии (п. 8 ст. 9, п. 9 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).
Также по этой теме.
19 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 160-ФЗ).
10 июля 2017 года начал действовать Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 – 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».
Об этих новшествах в области бухгалтерского учета мы расскажем в нашем материале.
Новшества Федерального закона № 402-ФЗ.
В Федеральный закон № 402-ФЗ внесены следующие изменения:
- к документам в области регулирования бухгалтерского учета будут относиться в том числе нормативные акты ЦБ РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 21);
- ФСБУ независимо от вида экономической деятельности устанавливают план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения (пп. 3 п. 5 ст. 21);
- теперь планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ (п. 6 ст. 21);
- соответствующие изменения о полномочиях ЦБ РФ нормативных актах внесены в п. 15 ст. 21 и пп. 1 п. 2 ст. 23, а также указано, что нормативные акты ЦБ РФ могут вступать в противоречие с федеральными стандартами (п. 1.1 ст. 30).
Приведенные новшества не затрагивают интересы коммерческих организаций, не относящихся к кредитным и некредитным финансовым организациям. Но следующее изменение, внесенное в Федеральный закон № 402-ФЗ, будет, безусловно, важным для указанных организаций: ст. 30 дополнена п. 1.1. Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. А если учесть, что после 1 января 2013 года новые ПБУ не принимались, все действующие ПБУ одномоментно стали федеральными стандартами. Возникает вопрос: так будут ли разрабатываться и приниматься действительно новые ФСБУ? Об этом далее.
Новая программа разработки ФСБУ.
Практически одновременно с Федеральным законом № 160-ФЗ вступил в силу Приказ Минфина России № 85н, который вносит два принципиальных новшества:
- утверждает новую программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) на 2017 – 2019 годы;
- признает утратившим силу Приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».
Указанные полномочия даны Минфину ст. 23 и 26 Федерального закона № 402-ФЗ.
Прежде чем говорить об изменениях в программе разработки ФСБУ, разберемся в их статусе.
Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.Понятие «федеральный стандарт бухгалтерского учета» внесено Федеральным законом № 402-ФЗ.
На основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартах экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в том числе:
- выбирает в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;
- разрабатывает самостоятельно способ ведения бухгалтерского учета в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами он не установлен;
- при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, может внести изменения в учетную политику.
ФСБУ устанавливается порядок проведения обязательной инвентаризации, а также определяется состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ФСБУ являются важнейшими документами в области регулирования бухгалтерского учета, которые обязательны к применению.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают… |
→ |
… определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете |
---|---|---|
→ |
… допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета |
|
→ | … порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета | |
→ | … требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете | |
→ | … план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения | |
→ | … состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности | |
→ | … условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период | |
→ | … состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней | |
→ | … состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней | |
→ | … упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы |
Прочитав все это, бухгалтер может задаться вопросом: где же эти ФСБУ, которые соответствуют потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, разработанные на основании МСФО и обеспечивающие условия для их единообразного применения? Пока только в планах Минфина и других ответственных за это лиц.
Именно Минфин уполномочен утверждать программу разработки федеральных стандартов. При этом программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 402-ФЗ). По всей видимости, этим и руководствовались финансисты, утвердив новую программу. Только одна нестыковка: еще ни одного ФСБУ не принято. Хотя отдельные итоги работы в данном направлении уже можно подвести.
В течение 2016 года в соответствии с ранее утвержденной программой должны были быть разработаны и представлены на общественное обсуждение пять федеральных стандартов бухгалтерского учета: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». В 2016 году также было намечено подготовить проект поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.
Что же фактически внесено в Совет по стандартам бухгалтерского учета , который начал свою работу в 2016 году, для проведения экспертизы проектов указанных документов?
проект ФСБУ «Основные средства»;Согласно Отчету о деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета за 2016 год была проведена экспертиза следующих проектов федеральных и отраслевых стандартов и иных документов в области бухгалтерского учета для коммерческих организаций:
- проект изменений в положения по бухгалтерскому учету в части упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.
Последний проект обрел силу документа в 2016 году: Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» были внесены изменения в ряд ПБУ, касающиеся применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
На данный момент завершен срок публичного обсуждения следующих проектов:
- ФСБУ «Запасы»;
- ФСБУ «Основные средства»;
- ФСБУ «Нематериальные активы»;
- изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
- изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».
Отметим, что на сайте Минфина представлен проект ФСБУ «Учет аренды» (опубликован 29 июня 2017 года).
Как же скорректирована работа по разработке ФСБУ на 2017 – 2019 годы по сравнению с предыдущей программой?
Во-первых, количество планируемых к разработке ФСБУ не изменилось – их осталось также 14. Но при этом появились новые проекты ФСБУ, планируемые к принятию:
- «Незавершенные капитальные вложения»;
- «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты» (предполагается впоследствии инкорпорировать в ФСБУ «Финансовые инструменты»);
- «Финансовые инструменты»;
- «Добыча полезных ископаемых».
Как уже сказано, количество проектов не изменилось, соответственно, это же количество проектов убрали из первоначальной программы, а именно:
- «Финансовые активы и обязательства»;
- «Реорганизация юридических лиц»;
- «Вознаграждение работникам»;
- «План счетов бухгалтерского учета».
Во-вторых, обновлен и порядок внесения изменений в действующие ПБУ. Как и ранее, планируется внести изменения в следующие ПБУ:
- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
- ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
В-третьих, скорректированы как сроки представления проектов ФСБУ в Совет по стандартам бухгалтерского учета, так и предполагаемые даты вступления стандарта для обязательного применения. Все сроки ориентировочно сдвинуты на год вперед, то есть если в 2016 году планировалось первые ФСБУ запустить уже в 2018 году, то теперь уже называются даты от 2019 года и до 2021 года включительно.
Отметим также, что изменился и состав ответственных исполнителей. Кроме Минфина России, как и ранее, в разработке проектов стандартов будут принимать участие Фонд «НРБУ «БМЦ» и НП «ИПБ России» . Вместо СРО НП МоАП теперь к разработке ФСБУ подключится СРО РСА , а также Фонд «НСФО» .
В 2017 году бухгалтерам нужно ознакомиться с проектами и готовиться к вступлению с 2019 года следующих ФСБУ: «Запасы» и «Нематериальные активы», а с 2020 года – «Основные средства». Вероятность принятия указанных стандартов наиболее велика.
Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 402-ФЗ.
Скорректирована программа разработки ФСБУ: изменения коснулись не только состава новых стандартов, которые планируется разработать и принять, но и сроков их вступления в силу для обязательного применения, которые в среднем сдвинуты на год. Таким образом, у бухгалтеров еще есть время для изучения новых проектов.
Создан в соответствии с Приказом Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета».
Представлен на сайте Минфина.
Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата».
Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация).
Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».
Н. А. Петрова, эксперт журнала
«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8, август, 2017 год.
Почему можно говорить про 2017 год, как последний без кардинальных изменений в бухгалтерском учете?
Потому что Минфин России подготовил новый приказ, в котором представлена обновленная версия Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее по тексту - ФСБУ). В настоящее время приказ находится в стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста. Отследить сроки его принятия и вступления в силу, а также ознакомиться с окончательной редакцией можно .
Это уже второй документ по данной тематике. Буквально в прошлом году в Минюсте России уже был зарегистрирован (№ 42294) приказ Минфина РФ от 23.05.2016 №70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Положения нового приказа отменят действия этого документа.
Ну, а мы, давайте посмотрим, как выглядит обновленная программа.
Табл. Программа разработки ФСБУ на 2017 - 2019 гг.
№ | Рабочее наименование проекта стандарта | Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта | Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения | Ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов) |
|||||
1. Разработка ФСБУ |
||||||||||
1.1 | Запасы | представлено | II кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ»* |
||||||
1.2 | Нематериальные активы | представлено | II кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.3 | Аренда | II кв. 2017 г. | III кв. 2017 г. | Минфин России |
||||||
1.4 | Основные средства | представлено | IV кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | III кв. 2017 г. | IV кв. 2017 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | III кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | IV кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | Минфин России |
||||||
1.8 | Бухгалтерская отчетность | I кв. 2018 г. | II кв. 2018 г. | |||||||
1.9 | Некоммерческая деятельность | II кв. 2018 г. | III кв. 2018 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.10 | Доходы | II кв. 2018 г. | IV кв. 2018 г. | НП «ИПБ России»*** |
||||||
1.11 | Расходы | II кв. 2018 г. | IV кв. 2018 г. | НП «ИПБ России» |
||||||
1.12 | Финансовые инструменты | IV кв. 2018 г. | II кв. 2019 г. | Фонд «НРБУ «БМЦ» |
||||||
1.13 | Добыча полезных ископаемых | I кв. 2019 г. | IV кв. 2019 г. | Фонд «НСФО»**** |
||||||
1.14 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | II кв. 2019 г. | III кв. 2019 г. | Минфин России |
2. Внесение изменений в ПБУ |
|||||
№ | Наименование | Срок представления уведомления о разработке проекта | Срок представления проекта в Совет по стандартам бухгалтерского учета | Предполагаемая дата вступления в силу | Ответственные исполнители |
2.1 | Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | представлено | II кв. 2017 г. | Минфин России |
|
2.2 | Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» | IV кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | Минфин России |
|
2.3 | Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» | I кв. 2018 г. | II кв. 2018 г. | Минфин России |
|
2.4 | Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» | II кв. 2018 г. | III кв. 2018 г. | Минфин России |
* Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
** Саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов».
*** Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
**** Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»
Изменения в ПБУ
Помимо введения новых стандартов предполагается, что в 2017 - 2020 гг. будут внесены изменения в действующие ПБУ.Сейчас готовятся проекты изменений в , .
А ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже представлены для обсуждения общественности.
Что, скорее всего, примут вначале
Три федеральных стандарта - «Основные средства», «Запасы», «Нематериальные активы», ответственными разработчиками которых заявлен БМЦ, уже представлены на обсуждение.Это означает, что в следующем году достаточно высока вероятность их принятия. При этом планируется, что с даты вступления в силу этих нормативных актов организациям будет предоставлено право их инициативного применения.
Я очень рекомендую это сделать, поскольку потребуется большая и планомерная работа по подготовке и переходу на их применение. С 2019 года ранее действовавшие стандарты утратят силу, а новые будут обязательны к применению.
Новый стандарты можно найти на сайте Бухгалтерского методологического центра:
Что бухгалтерам сделать сейчас
Новость об утверждении программы разработки федеральных стандартов имеет практическое значение. Поскольку не планируется изменять порядок представления в годовой бухотчетности сопоставимых данных, то предлагаю посмотреть на баланс 2019 года с этой точки зрения. В 2018 году организации должны будут представить данные об активах и обязательствах на три отчетные даты: на 31.12.2019, 31.12.2018 и... именно так - на 31.12.2017!Обращаю внимание бухгалтеров на очевидный факт: собирать сопоставимую для будущих периодов информацию проще всего в процессе подготовки текущего годового отчета, поскольку цифры в этот момент знакомы.
Именно по этой причине их приведение к будущему порядку (или хотя бы проставление отметок для выделения активов, обязательств и операций, требующих корректировок для сопоставления) в тот момент, пока еще не знакомы цифры 2017 года, окажется в результате менее трудоемким.
Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.