Долг и место личности в обществе. Этическая категория «профессиональный долг»

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Савостина Е. А. Соотношение морали и этики служебного долга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 596–600..htm.

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий, как мораль и этика служебного долга. Проведён исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии, показывающий, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. Также описывается полярность этики и морали служебного долга, двойственность совмещения описанных ранее понятий и возможное решение данной дилеммы.

Текст статьи

Савостина Евгения Андреевна,студентка факультетапсихологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород[email protected]

Соотношение морали и этики служебного долга

Аннотация:В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий как мораль и этика служебного долга. Проведён исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии, показывающий, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту. А также описывается полярность этики и морали служебного долга, двойственность совмещенияописанных ранеепонятийи возможное решение данной дилеммы.Ключевые слова:этика, мораль, служебный долг, альтернативная государственная служба.

Высокая этическая воспитанность каждого воина, исполняющего служебный долг, являетсяне только выражением его личной нравственной зрелости, но и эффективным средством влияния на окружающих в процессе воинской службы. Воспитанность не дается с рождением, а вырабатывается на протяжении долгого времени. Ведь ещё тогда один из знаменитых американских писателей, журналистов и общественных деятелей Марк Твен по этому поводу заметил: «Цветная капуста -это обычная капуста, получившая позднее хорошее воспитание».Неудивительно, что человек без достаточно твердых идейных убеждений способен соблюдать этические нормы лишь до определенного рубежа, у него слабые «моральные тормоза», и он наиболее подвержен влиянию различных случайностей и соблазнов. Легче рассчитать траекторию полета ракеты, чем предвидеть, как поступит такой человек в той или иной ситуации.Рассмотрев исторически сложившиеся понятия «воинская честь» и не писаного кодекса чести российского воина, исполняющего служебный долг, можно сделать вывод, что каждый начальник, какую бы должность он ни занимал (до Верховного Главнокомандующего включительно), должен всегда помнить, что он не просто «командует», а имеет честь командовать. Он это обязан помнить как в мирное время, уважая в подчиненном его воинское достоинство, так и особенно на войне когда с честью вверенной ему роты, корпуса либо армии неразрывно связана и их личная честь, их доброе имя в глазах грядущих поколений. Соблюсти требования воинской этики начальнику труднее, чем подчиненному: с него больше спрашивается, ибо ему и больше дается. Два качества лучше всего выражают сущность воинской этики: благожелательность к подчиненным –таким же офицерам, как начальник –и сознание величия “чести командовать”.Так что же такое этика и мораль служебногодолга? Как эти два понятия соотносятся друг с другом? Совесть и долг –эти категории, выражающие императивность морали. Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к обществу определенные обязанности; их осознание, внутреннее восприятие и прочувствование составляют основу нравственного долга. Поэтому категория долга выражает необходимость выполнения своих нравственных обязанностей, подчинения воле более значимой, чем собственная.Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности. Очевидно, чувство долга предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах долга. Сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека иявляется главным понятием морального сознания. Соответственно долг –это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием, более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.Этика служебной деятельности это, по сути, этика воинской службы. Она рассматривает всю совокупность норм и правил нравственного поведения военного человекав мирной и боевой обстановке, которые необходимы для выполнения им своего воинского долга. Вместе с тем, когдамы говорим об этике отечественного воина, этике поведения, мы имеем в виду и конкретные формы поступков человека, диктуемых моралью, требованиями военной присяги и воинских уставов. Жизнь часто ставит перед человеком, солдатом различные проблемы, дилеммы, вопросы, на которые он должен непременно ответить. Ариадниной нитью, которая укажет воину самый верный маршрут нравственного поведения, является глубокое понимание им существа нравственного критерия. В моменты выбора, принятия морального решения у человека, воспитанного в духе морали, всегда возникнет вопрос: созвучен ли намечаемый шаг, действие, намерение с интересами коллектива, общества, нашими идеалами? Воинская этика, как закон нравственного поведения на службе, обязывает каждого воина сверять все свои шаги с этим критерием и сообразовывать свои поступки именно в соответствии с ним.Присмотритесь, принципы нашей морали (в том числе и изложенные в воинских уставах и присяге) не просто излагают общие нормы, правила поведения, а заостряют наше внимание на главном: отношении личности к обществу и его защите, отношениях внутри коллектива и в семье; отношениях между народами и нациями и др. Известно, что в уставах выражены лишь общие, принципиальные положения. В них невозможно детализировать каждый шаг и поступок воина, которые в каждом конкретном случае определяются требованиями норм нашей морали и воинской этики. Дополняя друг друга, правовая и моральная стороны военной присяги и уставов действуют весьма эффективно и позволяют каждому воину достойно выполнять свой долг в ходе службы. Выполнение человеком требований воинской дисциплины, норм воинской этики только под влиянием внешнего принуждения еще не говорит о его глубокой воспитанности. Такой человек выполняет определенные предписания часто изза боязни морального осуждения или дисциплинарного наказания. В сложной и критической ситуации такая личность не всегда обеспечит надежность и бесперебойность работы. Советский солдат, верный нормам воинской этики, выполняет свой долг, прежде всего,по глубокому внутреннему убеждению. Высокая сознательность позволяет ему подавить любое отрицательное чувство, избавиться от дурных поступков, контролировать, свое поведение, управлять собой в самых сложных ситуациях, гасить и подавлять временные проявления душевной слабости, находясь наедине с собой, побуждает к решительным действиям. Таков нравственный императив воинской службы солдата.Анализируя войны конца1819 века,веденными за государственные интересы профессиональными армиями, ставшие золотым веком человечества, можно без всяческого затруднения понять, что современная этика служебного долга –лишь бледная тень той, что была выработана поколениями воинов за множество лет кабинетной политикии профессиональных армий. Войны велись без ненависти ко врагу –да и “врагов” не было –были только противники, упорные и свирепые в бою, учтивые и обходительные после боя, не терявшие чувства чести в самом жарком деле. После битвы на Требии Суворов приказал вернуть шпаги взятой в плен семнадцатой полубригаде из уважения к двухсотлетней славе и доблести Королевского Овернского полка, из коего она была составлена. За пятьдесят лет до того, при Фоншенуа, шотландцы сблизились на пятьдесят шагов с Французской Гвардией, продолжавшей безмолвно стоять. Лорд Гоу крикнул французскому полковнику: “Прикажите же стрелять”. “После вас, господа англичане!” –ответил французский командир граф д’Отрош, учтиво отсалютовав шпагой. Залп всем фронтом шотландской бригады положил сотни французов. Это: “Apres vous, messieurs les Anglais!” стало нарицательным. Этот эпизод в истории двух народов сыграл огромную роль. Именно о нем сто семьдесят лет спустя напомнил Фошу маршал Френч, когда та самая шотландская бригада пожертвовала собой, прикрывая отход французов в критическую минуту под Ипром. А вот революция 1789 года с ее вооруженными “массами” нанесла жестокий ущерб этике служебного долга. Уже столкновения вооруженного французского народа с вооружившимися народами русских и испанцев воскресили картины варварских нашествий и религиозных войн.Профессиональные (и полупрофессиональные) армии сообщали войнам оттенок гуманности, впоследствии совершенно утраченной. Крымская и Итальянская войны были последними из больших войн, веденных джентльменами. Уже война 1870 года и поведение в ней германского вооруженного народа показали всю несовместимость правил морали и воинской этики служебного долга с интеллектом вооруженных народных масс. О безобразных бойнях 1914 года –позоре Динана и Лувена, зверствах в Сербии, развале Русской, Германской и АвстроВенгерской армий и отвратительных явлениях, этот развал сопровождавших, –нечего и говорить. Заменив профессиональные, “воспитанные” армии свирепыми народными ополчениями, человечество заменило бичи скорпионами, усугубило бедствия войны. Вместе с тем, война неизбежна, как неизбежна болезнь, –от нее не избавишься никакими бумажными договорами.Сейчас всё наиболее актуальным становится вопрос соотнесения морали и этики служебного долга. Это объясняется, с одной стороны, ростом религиозного сознания военнослужащих, а с другой утратой многих нравственных и моральных ориентиров в обществе. Уже в ближайшее время законодателю придется решать вопрос о свободе совести в Вооруженных Силах на двух уровнях стадии комплектования, когда некоторые призывники отказываются от военной службы по религиозным и иным убеждениям, и собственно внутри армии.

Проблема противоречия гражданских обязанностей и глубоких внутренних убеждений военнослужащих стала насущнойна сегодняшний день, и многим следователям и военным прокурорам приходилось сталкиваться во время расследования с делами военнослужащих об отказе принимать присягу и брать в руки оружие. Исследуя международные правовые документы и исторический опыт (ещев 1919 г. в Советской России был принят Декрет об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям), мы понимаем неоднозначность и двойственность данной проблемы.Основная цель закона об альтернативной государственной службе: разрешение противоречий, нахождение компромисса между гражданским долгом и совестью человека, убеждения которого не позволяют ему брать в руки оружие, принимать присягу, служить в армии. Данный закон должен давать личности возможность реализовать свой духовный потенциал не в Вооруженных Силах, а в сфере гражданских отношений. Гражданскую альтернативную службу нужно рассматривать как государственную повинность, одну из ее разновидностей, а не как лазейкудля желающих найти более облегчённый пусть. Сегодня закон об АГС должен стать механизмом реализации соответствующего конституционного положения о праве граждан выбирать способ служения обществу.Десять лет назад в СССР право на альтернативную службу вообще отсутствовало. Тогда действовал закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в ст. 3 которого говорилось, что каждый гражданин Советского Союза обязан, независимо от национальной и религиозной принадлежности, пройти службу в ВС. Такая служба расценивалась как священный долг по защите Отечества. Нужно отметить, что сейчас Россия осталась в цивилизованном мире практически единственным государством, которое не имеет закона об АГС, за исключением стран, где есть профессиональная армия (США, Канада, Великобритания). На профессиональную основу переходят французская и бельгийская армии. Многие считают, что принятие закона об АГС не только не снизит, но и повысит боеготовность Вооруженных сил России. Но поскольку закона еще нет, то сегодня молодые люди могут уклоняться от воинской обязанности по соответствующим мотивам и не нести за это никакой ответственности. Только лишь за 1980 г. в СССР уклонилось от службы лишь около 700 человек. Тогда такая цифра была чрезвычайным происшествием. А сейчас только на Россию за полгода приходится 30 тысяч уклонившихся! В то жевремя ст. 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от альтернативной службы. Но она не работает. Бездействует и статья за уклонение от военной службы, так как нет закона об АГС. Замкнутый круг. Кроме того, даже если отказника от военной службы (который не может в силу убеждений брать в руки оружие) всетаки призвали в армию и он служит, то может ли командир рассчитывать на этого солдата в экстремальной ситуации, когда необходимо выполнить ответственное задание или стрелять, или нажать на кнопку?.. Есть ли гарантия, что такой символический солдат выполнит боевой приказ и выступит против противника? Что это будет за армия? Да и почему будет? Наша современная российская армия уже стоит лицом к лицу перед этой проблемой.

Серьезным препятствием на пути реализации свободы совести в Вооруженных Силах России является отсутствие правового механизма реализации прав верующих военнослужащих. Сложный комплекс вопросов, связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих, регулируется всего одной статьей закона о статусе военнослужащих. Эта статья содержит в себе настолько общие и неясные положения, что они никоим образом не могут служить руководством при решении командирами воинских частей практических задач пореализации прав верующих военнослужащих. Для воинской организации, специфической чертой которой является строгая регламентация всех сторон ее жизни и деятельности, целесообразно было бы четко определить на уровне подзаконных актов, например на уровне устава внутренней службы, как обязанности командиров по реализации прав верующих военнослужащих, так и сам порядок их реализации. Напомним, что все это в уставах русской армии имелось. Ничего похожего в современных уставах Вооруженных Сил России нет.Серьезнымпрепятствием на пути реализации принципа свободы совести в условиях Вооруженных Сил является необразованность большинства офицеров в сфере религии. Большинство из них не только не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, но не знает и требований, которые предъявляет к его верующим подчиненным их религиозная вера в отношении воинской службы. Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, возникновения конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим военнослужащим того или иного приказа, причиной уклонения верующих военнослужащих от исполнения ими обязанностей воинской службы.Для того чтобы офицеры могли обладать необходимыми знаниями в области религии, во всех высших военных учебных заведениях следовало бы ввести чтение курса Религиоведение.Реализация принципа свободы совести в Вооруженных Силах тормозится и тем обстоятельством, что в нынешней структуре Вооруженных Сил отсутствуют какиелибо подразделения, специально занимающиеся проблемами обеспечения прав верующих военнослужащих. Следует заметить, что поначалу, когда стало налаживаться взаимодействие между армией и религиозными организациями, такие структуры были созданы.К сожалению, наши военные руководители зачастую не знают о том, сколько верующих в том или ином подразделении, к каким религиозным конфессиям они принадлежат, каков уровень их религиозности и насколько удовлетворяются их религиозные потребности в условиях воинской службы в данном воинском подразделении. Решение названных вопросов будет способствовать соблюдению прав военнослужащих и укреплению боеготовности Вооруженных Сил.Каждый человек выбирает свой уровень общения и восприятия в обществе: либо человек полезен для государства, либо для себя.И наверняка все мы когдалибо сталкивались с наиважнейшим явление в своей жизни: выбором и расстановкой своих жизненных и социальных приоритетов.Ведь ещё знаменитейший английский поэт и драматург в своё время заметил: «Моя честь -это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь -и моей жизни придет конец»

Ссылки на источники1.Каменев А. И Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. М.: Русский путь, 2000.145 с.2.О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1991.324 c.3.Свидзинский Э.Ф. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., Военный университет, 2000.67 с.4.Российский военный сборник Выпуск 13. Душа армии: Русская военная эмиграция о моральнопсихологических основах российской вооружённой силы. –М.: Военный университет, Независимый военнонаучный центр «Отечество и Воин», Русский путь, 1997. –560 с.5.Сельченок К.В.; Под общ.ред. А.Е.Тараса/«Проблемы военной психологии» Хрестоматия/Мн,: Харвест, 2003.512 с.6.Закон о всеобщей воинской обязанности, 1939 г., ст.3–URL:http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=227&Itemid=30

[Дата обращения 18.02.2014].7.О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1991, с.1058.Научнопрактический комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации. Н. Новгород: Номос, 1996, c. 3279.Наставление к самодисциплине и самовоспитанию. Собрание писем старого офицера к своему сыну // История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. М.: «Российский Архив», 1996, c.55610.История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. М., «Российский Архив», 1996, c.12811.Каменев А.И. Офицер профессия идейная // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., Военный университет, 2000, с.16912.Галкин М. Новый путь современного офицера // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М.: Военный университет, 2000, c.42813.Цитаты Уильяма Шекспира–URL:http://www.stratford.ru/quotes.php?id=98

[Дата обращения 16.02.2014].

SavostinaEvgeniyaAndreevna1st year student of the department of developmental and social psychology , Department of Psychology NIU "BELGU" Belgorod state research university, [email protected] of morality and ethics dutyAbstract:The article examines the relationship of concepts such as morality and ethics of duty. Historical analysis of legal regulation of the concepts of military honor in Russian and Soviet armies, showing that, along with a clear regulation of issues related totheir military service, great attention was paid to military morality , norms and rules of behavior at work and in everyday life. Also describes the polarity of ethics and morality of duty, duality combining previously described concepts and possible solution to this dilemma.Keywords:ethics, morals, call of duty , alternative civil service .

Юридическая этика

Задачи:

Таким образом, этика

Каково соотношение морального и служебного долга.

Все документы правового характера не содержат однородных решений для любой ситуации, а лишь предписывают ограничения, в рамках которых решения должны быть приняты. Ограничения зачастую таковы, что в зависимости от уровня культуры и степени нравственной воспитанности сотрудника создавшаяся ситуация может быть решена или вежливо и казенно, формально-бюрократически или с учетом чувства достоинства людей, в нее попавших. Очевидно, что результатом различных решений ситуационной коллизии будут противоположные моральные последствия для нравственного здоровья общества и для поддержания авторитета правоохранительных органов. Областями, в которой категория долга получила особое признание, всегда были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах деятельности долг использовался и продолжает использоваться как императивная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении.

Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Исходя из этого, диалектика служебного и нравственного долга заключается в том, что долг сотрудника - это почетная и высокая обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными убеждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своего рода апофеоз нравственности, долг - это требование общества, коллектива, желание - атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном пониманииведет к более успешному выполнению служебного долга.

Из истории возникновения и развития этической мысли.

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись на фоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией. В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае. Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э). Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона - Сократ (469-399 гг. до н. э.), Протагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в последующих веках до нашей эры. Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались философы, были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни).

Причины столь позднего ≪созревания≫ этики (к XVIII веку) обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.

Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, целесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятельности (исходя из принципа, что все познается в сравнении). Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убедительные рекомендации.

При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает две задачи:

1) выявить сущность морали;

2) координировать исследование морали различными науками.

Основные положения Кодексов поведения юристов.

Кодекс чести юриста.

Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и

человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого

профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД

прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с

преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность,

забота о профессиональной чести - «честь - в службе», общественной репутации сотрудника ОВД.

Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции,

всемерно препятствовать таким явлениям.

Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от

беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная

солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области

служебной этики, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

Долг служебный и моральный.

Служебный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Как составная часть общественного долга служебный долг юриста – основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности. Служебный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда. Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей. Служебный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Например., в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в служебный долг правовая и нравственная стороны сливаются воедино. Служебный долг - необходимое качество работника; внутренне осознаваемое чувство ответственности за конкретный участок работы, понимание необходимости, общественной полезности, четкости в выполнении порученного дела.

Моральный долг - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.

Статья 5. Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел (Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел РФ).

1. Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

2. Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

6. Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Культура речи.

К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная выразительность.

1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования.

2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли.

3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.

4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел.

5. Язык - инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практической необходимости.

В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям:

Сотрудникам полиции особенно полезно знать арго - жаргон криминалитета,

чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком - значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня.

Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел - средство убеждения и

в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником.

Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о главном критерии

действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безопасности и спокойствия которых существует данная служба (Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Приложение к Приказу МВД России №501, 19 ноября 1993 г.).

Профессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего.

В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты

Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной

передачи информации.

Не отвлекаться от темы.

Говорить только правду.

Говорить определенно, не двусмысленно.

Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.

Очень часто постулаты не соблюдаются.

Требования, предъявляемые к нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно военной, в деятельности спецслужб и правоохранительных органов.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России.

В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и

человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого

профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

Разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику

правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с

преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность,

забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;

Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная

солидарность,

Взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к

действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области

служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.

Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.

Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.

Служебный этикет юриста

Что касается профессиональной деятельности юриста, то она в полной мере связана с эстетикой, поскольку здесь отчетливо видны особенности и результаты этого взаимодействия. Они выражаются в эстетической культуре юриста, которая является основой правовой эстетики как научного направления.

Требования правовой эстетики касаются всех аспектов деятельности юриста. Они способствуют обеспечению эффективной и оптимальной организации труда юриста, ее высокой культуры, создания обстановки делового комфорта.

Этическое и эстетическое в юриспруденции (с учетом их специфики), как и в иной науке, составляют неразрывное целое.

Эстетическая культура юриста имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона предстает в формах ее проявления и характеризует внешнюю сторону деятельности юриста; внутренняя - в требованиях восприятия прекрасного, которые являются глубинными свойствами личности и характеризуют внутреннюю сторону эстетической культуры юриста как личности, его идеалы, эстетический вкус.

37. Личная дисциплинированность – основное требование к нравственной культуре юриста.

Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для сотрудника глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность.

Она является проявлением ответственности сотрудника за свои действия перед обществом и законом, понимания необходимости подчинять свои действия роле начальника, личные интересы - интересам службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требований законов и иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение законности,

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений начальников

бережное отношение к оружию, технике, средствам связи, иному служебному имуществу.

Образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

Убежденность в необходимости и целесообразности служебной дисциплины,

знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих служебную деятельность,

Умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной

дисциплины, навыки и привычки дисциплинированного поведения, самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с

человеком и тем более не дается сотруднику органов внутренних дел вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе деятельности.

38. Сущность и содержание этики работника прокуратуры.

Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать. Прокурор защищает интересы общества, выступает от имени государства, но он в то же время призван охранять и законные интересы подсудимого, его достоинство.

Этика прокурорского работника

Нормативная основа:

ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года (ред. от 01 июля 2010 года);

Кодекс этики прокурорского работника

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Таким образом, можно дать следующее определение прокурорской этики. Прокурорская этика - наличие у прокуроров и следователей высокого уровня общеобразовательной и теоретической подготовки, обладание глубокими знаниями в различных областях, духовными и душевными качествами, проявление высочайшего профессионализма при выполнении своих функциональных и должностных обязанностей, неуклонное соблюдение при этом правил нравственности, принципов деятельности органов прокуратуры и гуманное отношение к людям.

Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.

Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

Сохранять личное достоинство в любой ситуации, быть образцом поведения, добропорядочности, избегать конфликтных ситуаций, постоянно повышать профессиональную квалификацию, культурный уровень и т.д. (исходя из общих положений кодекса).

Предмет и задачи курса «Профессиональная этика».

Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали. Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. Значение профессиональной этики юриста состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами.

Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом

гуманистическим содержанием. Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие, как на законодательство, так и на правоприменение.

Задачи: способствовать правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о её специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни.

ЭССЭ НА ТЕМУ «НРАВСТВЕННЫЙ И СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ

СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ:

ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ»

1. Понятие и характеристика служебного долга

Так, если под долгом понимают нравственную обязанность человека, выполняемую добровольно и под воздействием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений, совести, то, по нашему мнению, служебный долг есть способность успешно выполнять профессиональный долг в соответствии с требованиями закона. К такому выводу позволяет прийти анализ законодательства и судебной практики.

Например:

В Федеральном законе от 13.03.1995 N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России » установлено, что «15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»;

В Постановлении ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1"Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации " указано: «За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации»;

22.12.2017 Няганским городским судом рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.
Городской суд г. Нягань
06.02.2018 Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление по делу о проверке конституционности положений статей 1814 и 1815 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской
Городской суд г.Сургут
29.01.2018

В ночь на 3 января сотрудники Росгвардии, двигаясь по маршруту патрулирования, из центра оперативного управления Югорского отдела вневедомственной охраны получили информацию о том, что в гостиничном доме по ул.
Росгвардия
04.01.2020 На сайте МЧС России уже больше года работает интернет-проект, благодаря которому россиянин или гражданин другой страны может оставить благодарственные слова в адрес сотрудников чрезвычайного ведомства.
МЧС
04.01.2020

В долге выделяют две стороны - объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.

Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным (воинский долг, долг судьи, долг следователя и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т.д.).

Когда говорят, что тот или иной работник судебной системы обладает высоким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано социально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в служебном (профессиональном ) долге органично связаны между собой юридическое (правовое) и нравственное. Служебный долг есть совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.

С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Д.А. Ровинский.

«Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации»

В совести выделяют рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Рациональный компонент совести есть разумное (рассудочное) осознание нравственного значения совершаемых действий, оценка человеком своего поведения. Совестливый человек размышляет о своем поведении, поступках, которые роняют его в глазах других людей даже тогда, когда он уверен, что никто об этих его действиях не знает. «Голос совести» препятствует совестливому человеку совершать неблаговидные поступки; в случае же совершения таковых он обычно испытывает «муки совести», т.е. мучается от осознания того, что совершил неправильный поступок, сожалеет о его последствиях. Совесть в таких случаях как бы «обвиняет»,

«свидетельствует», «приговаривает».

Здесь совесть выступает в роли своеобразного внутреннего судьи человеческих поступков, мыслей и чувств, т.е. проявляется она не только на рассудочном, но и чувственно-эмоциональном уровне, в виде нравственного удовлетворения или неудовлетворения человека самим собой. Чувство такого удовлетворения называют «спокойной совестью» («чистой совестью»). Чувство неудовлетворения (недовольства) собой принимает форму раскаяния, угрызения совести, вызывает чувство стыда.

А что же означает то, что именуется чувством стыда ?

Очень ярко чувство стыда определил основоположник Судебной реформы 1864 г. Д.А. Ровинский : «Стыд - драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей цивилизации».

Стыд развивается на основе уважения мнения других людей. Нередко люди, будучи свидетелями неприличного поступка другого человека, испытывают ощущение стыда (стыдно за лежащего в луже пьяного, омерзительно, стыдно смотреть на хама и т.д.).

Эмоциональный характер совести проявляется не только в стыде, в «муках совести», но и в положительных эмоциях, в том, что именуется спокойной совестью. Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следовательно, совесть - это не только реакция человека на свои неблаговидные поступки, но и предъявление к себе высокой требовательности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравственного поведения человека.

Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой момент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаговидного поступка, заставляет поступать определенным образом. Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие. И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувственно-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, мужество. То, насколько важны названные черты для судьи, доказывать излишне.

Любое дело, рассматриваемое в судебном порядке, затрагивает жизненно важные блага людей, а потому сталкивает судью с различными коллизиями, подводит к необходимости принимать ответственные решения, причем нередко в сложных конфликтных ситуациях. Однако развитое чувство совести, способность правильно, самокритично и принципиально оценивать свои и чужие побуждения и действия являются залогом выполнения судьей своего высокого предназначения.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.