Позитивная экономическая. Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является

Экономика уже давно стала одной из обязательных академических дисциплин. Ее изучение начинается в школе и заканчивается в университете, независимо от выбранного факультета и специальности. С помощью экономики сегодня принято объяснять все вокруг, поэтому ученые в этой области часто подрабатывают бизнес-консультантами, медиа-аналитиками и советниками по государственной политике. Как результат, очень важно понимать разницу между заявлениями о реальном положении дел и выводами о необходимости принятия определенных решений в будущем. Позитивная и нормативная экономическая теория - это два направления, которые имеют дело с первым и вторым соответственно.

Позитивная наука

Для того чтобы утверждать что-либо, ученый всегда предварительно собирает факты. Позитивная экономическая теория изучает то, как работает мир вокруг. Такие утверждения базируются на фактах и описывают реальную ситуацию. Наличия прилагательного «позитивная» не означает, что экономисты, работающие в этом направлении, всегда приносят хорошие новости. Они делают объективные выводы, основанные на фактах. Позитивная экономическая теория изучает экономическую реальность, используя научные принципы для того, что прийти к выводам, которые можно проверить.

Нормативный анализ

С другой стороны, экономисты изучают то, как должно работать национальное хозяйство. Успех любого предприятия и даже отдельного человека зависит от того, насколько продуктивными они являются. Нормативные утверждения обычно базируются на фактических данных, но сами по себе они не описывают реальную ситуацию в настоящем. Они отражают мнения, ценности и стандарты тех людей, которые их высказывают. Нормативным анализом называют процесс предоставления экономистами рекомендаций по поводу того, какую стратегию и курс действий лучше начать реализовывать компании, учитывая ее текущее состояние и прошлые успехи.

Термин и его дефиниция

Позитивная экономика - это направление, которое занимается описанием и объяснением феноменов хозяйственной жизни. Оно концентрируется на фактах и причинно-следственной связи между различными событиями и отношениями. Позитивная экономическая теория изучает развитие и проверку работы различных теорий. Ее также называют «безоценночным» направлением (на английском - value-free, немецком - wertfrei).

Историческая справка

Позитивная экономическая теория - это наука, которая имеет дело с анализом поведения. Стандартное теоретическое утверждение такого вида можно найти у Пола Самуэльсона. В своих «Основах экономического анализа» он дает целый ряд сведений о том, как работает национальное хозяйство. Позитивная наука избегает оценочных суждений. Например, она может описать то, как рост денежной массы влияет на инфляцию, но не указывает, какой курс действий необходимо выбрать национальному правительству. Хотя позитивные утверждения часто используют для того, чтобы проверить приемлемость экономической политики. Данное направление отвечает на вопрос «что есть», в то время как нормативная экономика дает рекомендации по поводу того, как все должно быть. Данное различие было описано Джоном Невиллом Кейнсом и еще больше раскрыто Милтоном Фридманом.

Методологическая база

Для того чтобы получить фактические данные или сделать суждения о них, нужно на чем-то основываться. Методологическая база позитивной и нормативной науки всегда отличалась. Эта разница берет начало в философии. Еще в Древней Греции велись споры об отличиях факта и оценки. Принципиальными сторонниками такого разделения были Дэвид Юм и Джордж Мур. Логической базой взаимоотношений между этими двумя типами суждений является философская литература. Некоторые ученые утверждает, что только позитивная экономическая теория изучает мир вокруг правильно. Ганнэр Мирдал, Джоф Шнайдер и Джин Шэкельфорд и Диана Страссман отстаивают идею, что наука должна быть нейтральной и не содержать посыла к действию.

Примеры утверждений обоих направлений

Разницу между ответами на вопросы "как это есть" и "что должно быть" трудно не заметить. Позитивная экономическая теория изучает первое, нормативная - второе. Рассмотрим три утверждения:

  1. Уровень безработицы в государстве составил в 2015 году 9%. Данное утверждение является позитивным, поскольку представляет собой фактические, проверяемые сведения о мире вокруг.
  2. Уровень безработицы слишком высок. Позитивная экономическая теория изучает оценочные сведения о мире, но ее выводы не носят характер мнения одного из ученых. Данное утверждение является нормативным. Высокие показатели для одного могут быть средними для другого.
  3. Правительству необходимо принять меры для того, чтобы уменьшить уровень безработицы. Разве позитивная экономическая теория изучает, что должно быть? Поэтому данное утверждение является нормативным. Оно носит рекомендательный характер, в нем выражено мнение одного ученого и не содержатся объективные фактические данные.

Важно понимать, что оба нормативных утверждения содержат описание факта из первого примера, но они не предполагаются в нем. Если на ветке сидело три птицы, а две улетело, то любому человеку ясно, что осталась только одна. Но уровень безработицы в 9% не означает автоматически необходимость принятия мер правительством по его снижению. Многие экономические школы вообще отстаивают принцип невмешательства государства.

Как убедить экономиста в своей правоте?

Люди часто не соглашаются с утверждениями о мире вокруг. В конце концов, у всех нас есть одинаковое количество органов чувств и какой-никакой опыт наблюдения и взаимодействия с внешней средой. Представители разных экономических школ также довольно часто спорят друг с другом, предлагая полностью противоположные выводы. При этом основываться они могут на одинаковых фактических данных. Победа в споре вообще невозможна без знания того, чем отличается позитивная и нормативная наука.

Трудно не согласиться с описательным утверждением, которое основано на фактах. Если уровень безработицы составляет 9%, то с этим ничего не поделаешь. Единственный вариант - это оспорить методологию расчета или повторить сбор статистики. Гораздо проще не согласиться с нормативным утверждением. Позитивная теория экономической политики изучает факты, а оно основывается на них, но является по своей природе оценочным. У каждого есть право на собственное мнение, поэтому здесь не может быть объективно правильных взглядов.

Выводы

В идеальном мире экономисты бы были учеными, которые занимались бы исключительно позитивным анализом. В своих работах они предоставляли фактические сведения о мире вокруг. В отлаженной системе не было бы необходимости в постоянной корректировке курса. Но в реальности экономистам приходится делать не только это, но и давать рекомендации. Поэтому так важно, читая литературу в этой области, отличать факт от мнения. При этом всегда нужно иметь в виду, что в мире не бывает абсолютно независимых вещей. Так, человек является одновременно и биологическим, и социальным существом. А экономика должна сочетать и позитивный, и нормативный подход. По крайней мере до тех пор, пока наш мир не станет идеальным.

Методология экономической науки

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному - в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей - воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Позитивные и нормативные теории

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной - в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивная экономическая теория изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивная теория строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу "если - то". Например, "если увеличится цена молока, люди станут меньше его покупать, "если фирма будет получать большую прибыль, она может расширить производство* и так далее. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения "хорошо" или "плохо" и подходит к ним беспристрастно. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос, как должно быть устроено хозяйство, и оценивает все события с точки зрения "хорошо" или "плохо". Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях (например, "все люди должны быть равны"), из которых потом выводится устройство всего хозяйства (например, "собственность должна принадлежать всем поровну", "все должны работать одинаковое время и получать одинаковую зарплату" и т. д.).

Нормативная теория любое событие может оценивать (говорить, хорошо это или плохо) с точки зрения соответствия этому "идеальному" состоянию. Например, "повышение цены молока - это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко" или "расширение производства - это хорошо, так как больше людей получат работу".

Таким образом, позитивная теория изучает то, что ЕСТЬ, а нормативная теория - то, что ДОЛЖНО БЫТЬ.

Прикладная экономика

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри.

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве.

Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже.делится на три большие части - в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики.

Прикладная экономика фирмы - совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель - увеличение прибыли фирмы, прикладную экономику фирмы называют еще теорией бизнеса (от англ. business - буквально "дело, занятостью, в переносном смысле "зарабатывание денег).

Домоводство - совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства (планировании бюджета, осуществлении покупок, организации потребления и т. д.). Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руководствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство.

Теория экономической политики - совокупность знаний о регулировании хозяйства государством (регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов, распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.).

В чем состоит деятельность экономистов? Какие цели они преследуют? Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем.

Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря - более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Цели могу быть как взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). А так же, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые, например, те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Рассмотрим методы используемые экономистами. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2. Дедуктивный , или гипотетический, метод решает задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и

систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Рисунок 1 Связь между фактами, принципами и политикой в экономике.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"".

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов

Экономические принципы - это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Например, когда экономисты говорят, что в 1999 г. среднее домашнее хозяйство получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного меньше. Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар приведет повышению прибыли многих фирм.

При построении своих обобщений используется термин допущение "при прочих равных условиях" . Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта Х и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество Х (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена Х изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена Х - закупки X", игнорируя влияние других переменных.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями . Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать - значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории - хорошие теории - основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Макроэкономика и микроэкономика.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

Ответ на этот вопрос следующий: позитивная экономическая наука предполагает изучение и объяснение существующих событий и связей между ними. Фактически, исследования затрагивают те явления в экономике, которые происходят в настоящий момент времени.

Как правило, экономическая теория занимается тем, что дает объяснение процессам экономики и способам решения различных задач. Однако при этом она не предоставляет никаких конкретных рекомендаций. Такой способ изучения экономических процессов называют позитивным. Это аналитическая часть экономики.

К примеру, утверждение: «товарооборот сократился на 20 %» — позитивное. Оно только информирует, но не говорит о каком-либо решении, как, допустим, фраза: «товарооборот нужно увеличить».

Что такое нормативная экономическая теория?

В свою очередь нормативный характер экономической науки заключается в выработке политики или плана действий с целью принятия рациональных решений. Нормативная экономическая теория дает конкретные рекомендации относительно фактической ситуации в сфере экономики.

Можно сказать, что нормативная экономическая теория отвечает на вопрос «что делать». Она охватывает не только знания, но и фактические показатели, руководствуясь информацией, полученной посредством применения позитивной экономики.

Это направление науки помогает определять цели общества в экономической сфере. Если речь идет о микроуровне, то цель нормативной теории в создании корректного рыночного механизма, который будет регулироваться государством. На макроуровне целью является экономический рост, понижение уровня безработицы, общий баланс и стабильность.

Отличия между позитивной и нормативной экономической теорией

Нормативная экономическая теория в отличие от позитивной предоставляет решения проблемы и устанавливает, какие критерии желательны, а каких стоит избегать. Если позитивная теория говорит о том, что есть, то нормативная определяет, как должно быть или как следует действовать дальше, исходя из существующих данных.

Нормативная теория призвана изменить негативные проявления действующей экономической системы. Это часть экономики вызывает множество споров среди специалистов.

Позитивная экономическая теория изучает

  • а) национальную экономику в целом;
  • б) поведение отдельных хозяйствующих субъектов;
  • в) оценочные суждения об экономике;
  • г) экономическую реальность.

Позитивная экономическая теория (в дальнейшем - ЭТ) (positive economics) - часть ЭТ, которая изучает и объясняет происходящие в действительности экономические факты, события, реальные экономические процессы, устанавливает связь между ними (изучает то, что есть) в отличие от нормативной экономической теории, рассматривающей тенденции развития экономики, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой (то, что должно быть).

Исходя из вышесказанного, позитивная ЭТ изучает:

г) экономическую реальность.

Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является:

  • д) кривой произвольного вида;
  • е) выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастания альтернативных издержек;
  • ж) выпуклой вниз кривой в результате действия закона предельной полезности.

Ограниченность ресурсов порождает ограниченность производственных возможностей. Оптимально возможный объем производства определенного продукта при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, выделяемых для производства этого продукта, называется пределом производственных возможностей.

Каждое предприятие, каждая отрасль, экономика страны в целом обладают таким пределом. Но в реальной жизни в масштабах всей страны производится не один, а множество товаров. В этом случае ресурсы должны быть распределены между этими различными товарами. Но тогда производственные возможности выпуска каждого товара в отдельности будут изменяться. Для того чтобы выяснить эти изменения, в экономической науке широко используется двухпродуктовая модель экономики.

Допустим, что стране необходимо произвести два вида продукции: а и б, которые представляют альтернативы производства. Так как ресурсы ограничены и применяются целиком в экономике полной занятости, то всякое увеличение производства продукции а потребует переключения части ресурсов с производства продукции б. И наоборот, всякое увеличение производства продукции б ведет к сокращению производства продукции а (см. график). инфляция спрос конкурентный

При рассмотрении альтернативных вариантов (комбинаций) количества продукции а и б, из которых может выбирать данная страна, становится ясно, что данные комбинации не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.

По мере передвижения от альтернативы А к альтернативе Е увеличивается производство продукта б и сокращается производство продукта а. И наоборот, при движении от точки Е к точке А производство продукции а возрастает за счет снижения производства продукции б.

Кривая АЕ на графике называется кривой производственных возможностей, которая обозначает границы максимально возможного производства двух видов продукции при данном объеме производственных ресурсов в любом их сочетании. Каждая точка на этой кривой показывает, какой максимум продукции а и б может быть произведен при данном объеме и варианте использования производственных ресурсов.

Любая точка на кривой производственных возможностей означает Парето-эффективность (Парето - итальянский экономист). В нашем примере общество находится на максимальном уровне производственных возможностей и потому не может переместиться в точку 3, которая находится выше пределов этих возможностей.

В варианте же неполной занятости (загрузки) производственных возможностей (или безработицы) различные варианты производства продуктов а и б находятся не на кривой, а ниже ее, например, в точке Ж. Эта точка показывает, что производственные возможности используются не полностью. Но при применении дополнительных ресурсов можно одновременно увеличить производство продукции а и б.

Следует иметь в виду, что в условиях полной занятости ресурсов любая страна в каждый данный момент времени обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы этих возможностей. Встает вопрос, а может ли общество перейти с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей. Например в точку З? Да, такой переход вполне возможен, если страна внедрит в производство новейшие достижения НТР, разработает новые месторождения полезных ископаемых, усовершенствует организацию производства и труда, повысит культурно-образовательный и профессионально-квалификационный уровень населения.

Таким образом, прогресс общества позволяет постоянно раздвигать границы производственных возможностей. На практике это достигается двумя путями: либо за счет экстенсивных, либо за счет интенсивных факторов.

В результате граница производственных возможностей раздвигается. Но равномерное перемещение границы есть следствие равномерного прироста всех ресурсов. В реальности же наращивание различных элементов производственных ресурсов происходит неравномерно, в связи с чем изменение кривой производственных возможностей приобретает асимметричный вид.

Используя кривую производственных возможностей, можно определить одновременно возможный и желательный выпуск продукции.

Из точек, лежащих на кривой производственных возможностей и представляющих различные сочетания выпуска альтернативных продуктов, необходимо выбрать ту, которая является для общества наиболее предпочтительней.

Если общество выбирает точку Б, то оно предпочитает производство меньшего количества предметов потребления (Хб) и большее количество средств производства (Yб), чем, если бы оно выбрало точку В. Иначе говоря, большее количество средств производства означает меньшее количество предметов потребления. Это положение имеет большое практическое значение, поскольку общество всегда должно выбирать между текущим потреблением и накоплением. Потребительские товары непосредственно удовлетворяют текущие потребности. Поэтому переключение ресурсов страны на производство предметов потребления весьма заманчиво. Однако, двигаясь в этом направлении, общество наносит удар по своему будущему, так как при данных производственных возможностях увеличение производства предметов потребления означает снижение производства станков, машин т.п. А это ведет к уменьшению потенциала будущего производства. Поэтому общество всегда должно определенную часть своих ресурсов направлять на строительство новых предприятий и на создание новых машин и оборудования для восстановления парка износившихся средств труда, на расширение и совершенствование имеющегося парка оборудования. Тем самым общество увеличивает свой производственный потенциал. А это позволяет увеличить объем производства в целом и, в частности, расширить потребление в будущем.

Количество одного продукта, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количества другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками производства этого товара.

Следовательно, вмененные издержки выступают как потери других, альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.

Продвигаясь по кривой производственных возможностей от точки В до точки Б, мы устанавливаем, что издержки производства одной единицы предметов потребления равны издержкам производства какого-то количества средств производства. По мере того, как мы следуем за движением издержек производства при переходе к дополнительным производственным возможностям (от Б к В и т.д.) нам открывается важный экономический закон: в процессе движения (от альтернативы А к альтернативе Г стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать, чтобы получить каждую дополнительную единицу предметов потребления, возрастает.

Форма кривой имеет выпуклость вправо вверх. Эта выпуклость объясняется тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, а другие - при производстве средств производства. Перемещаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя, таким образом, структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, придется все больше вовлекать в производство сравнительно малоэффективные для выпуска потребительских товаров ресурсы. Это и понятно, так как экономические ресурсы не пригодны для полного их использования в производстве альтернативных товаров. Поэтому каждая дополнительная единица производства предметов потребления будет требовать все большего сокращения выпуска средств производства. Этот же процесс происходит при движении по кривой производственных возможностей в обратном направлении от точки Г к точке А. Таким образом, по мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки (альтернативные затраты).

Исходя из вышесказанного, границей производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является:

г) выпуклая вверх в результате действия закона возрастания альтернативных издержек кривая.

Предназначение экономической теории заключается в том, чтобы, во-первых, описать и объяснить процессы производства и обращения; во-вторых, обеспечить должное экономическое поведение хозяйственных субъектов. В обоих случаях мы сначала имеем дело с позитивной экономикой, а затем - с нормативной. Позитивная экономика описывает факты, условия, отношения в сфере экономики, взаимосвязи между ними, наиболее существенные процессы хозяйственной деятельности и их взаимодействие с другими экономическими и социальными процессами. Одним словом, позитивная экономика занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и закономерностей.

Нормативная экономика охватывает моральные и стоимостные оценки экономических явлений и процессов, руководствуясь знанием позитивной экономики. Скажем, каков допустимый уровень инфляции или нормы процента? Следует ли через системы налогообложения перераспределять доходы в пользу бедных слоев общества? Какими темпами должны расти или сокращаться расходы на оборону? Ответы на эти вопросы диктуются

политическим выбором. В заключение можно сказать, что позитивная экономика занимается познанием и действием экономических законов, тогда как нормативная экономика - их использованием.

Экономика, природа, общество

Экономическая система позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага. Отсюда следует, что экономика служит связующим звеном прежде всего между природой и человеком. Общественная система, хотя и выделилась из природной системы и может рассматриваться обособленно от последней, тем не менее базируется на восприятии человеком законов природы. В этом смысле она может рассматриваться как часть природной системы. Собственно, и сам человек - частица природы.

В то же время экономика - часть общественной системы, ибо, с одной стороны, она функционирует в соответствии с объективными потребностями, формируемыми обществом, а с другой - создает материальные и духовные блага, необходимые для развития цивилизации. Беспрерывно возобновляющийся процесс производства как форма реализации трудовой деятельности должен рассматриваться и как процесс воспроизводства физического существования индивидов, и как определенный способ их жизнедеятельности.

Экономическая деятельность позволила человеку совершить качественный скачок в своем развитии, вырвавшись из жесткой зависимости от окружающей среды. На первый взгляд, все дело здесь в том, что прогрессируют наука и техника. Это так, но это далеко не все. Сам прогресс науки и техники происходит в общественных масштабах лишь в меру действия экономических механизмов. Экономические механизмы - это способы и формы взаимодействия людей при решении задач роста своего благосостояния.

Экономика и этика

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со своими многочисленными функциями. Все это человечество может позволить себе только потому, что в экономике имеются требуемые материальные и нематериальные условия. Вряд ли люди занимались бы такими возвышенными видами деятельности, как наука и искусство, если бы экономика не давала возможности удовлетворить основные потребности человека. Однако нельзя забывать о том, что культура, духовность - не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и этической категорией. В этом находит свое проявление единство экономики и этики.

Исследование социально-экономических систем хозяйства при игнорировании этико-культурных ценностей, придающих национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Поэтому экономическая мысль XX в. пришла к выводу о необходимости включать в большей или меньшей степени этическую составляющую в социально-экономический анализ, ибо без нее невозможно понять конкретные процессы, происходящие в рамках национальных экономик, тем более если ограничиваться абстрактными общетеоретическими моделями развития. На взаимосвязь этики и экономики существуют различные воззрения: предопределенность этики экономикой, первичность этики по отношению к экономике; непреходящая значимость этико-культурных ценностей в развитии экономики, общества, цивилизации; консерватизм этико-культурных ценностей, обуславливающий их отставание от изменений в области технологий производства и экономики.

Несмотря на имеющиеся глубокие научные исследования в этой области, учебная экономическая литература продолжает игнорировать

данный аспект экономической теории. В предлагаемом учебнике рассматривается этико-экономический аспект трансформации российского общества, тем более что исконно русская общественная мысль с самого своего зарождения стремилась к полному конкретному знанию - «живознанию», объединяющему в себе духовность и материальность, силу духа и силу интеллекта.