Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает. Какая цена на бензин нужна для экономического развития Лукойл

Уже давно на заправках с известными именами ассортимент топлива не ограничивается только тремя видами: 92, 95 и 98. Появляется бензин с приставками «ЭКТО», «ультимейт». Известная во всем мире компания "Лукойл" тоже недавно выпустила свою версию «идеального» топлива. О том, что такое «ЭКТО 100» от "Лукойл" и для каких машин он предназначен, вы сможете прочесть в этой статье.

Компания "Лукойл" - российский нефтяной магнат

Когда люди говорят о перед глазами сразу встает красно-белая цветовая гамма и значок в виде капельки масла. Компания, основанная в 1991 году, еще в СССР, является крупнейшей российской нефтяной фирмой. В каждом городе есть хотя бы одна заправка этого бренда, на каждой крупной трассе можно встретить по пути приветливо горящие огоньки этой АЗС. Бренд "Лукойл" полюбился водителям своей надежностью и новейшими разработками. Каждый год инженеры компании разрабатывают и улучшают свой продукт, помогая автомобилистам сохранять свои машины в хорошем состоянии километр за километром. "Лукойл" работает наравне с западными производителями, придерживаясь европейских стандартов качества. Протоколу «Евро-5» соответствует весь бензин, продающийся на фирменных заправках. Он не только является продуктом высочайшего качества, но и сохраняет экологию окружающей среды, выбрасывая меньше вредных веществ в процессе сгорания.

Топливо будущего

С развитием современных технологий растут требования и к топливу. Водитель нового «Мерседеса» или «БМВ» не будет заправляться 92 бензином, а заедет на известную заправку и выберет самый лучший продукт. Таким продуктом стало топливо серии «ЭКТО». Название можно расшифровать как «экологичное топливо». Сочетание в какой-то степени противоречащее самому себе - разве бывает бензин экологичным? И да, и нет. Такой бензин вырабатывает меньше продуктов сгорания, чем обычный, и соответствует стандартам «Евро-5». Это экологический стандарт, регулирующий количество вредных веществ в выхлопных газах. Нормы токсичности у такого топлива значительно лучше, чем у обычного. Выбросы диоксидов и углеводородов сокращены, а значит, и вреда приносят меньше. Современные машины, начиная с 2009 года, обладают двигателями стандарта "Евро-5". Заправляясь бензином с пометкой «ЭКТО» на таком автомобиле, вы уменьшаете количество выброса выхлопных газов в атмосферу. Но и для самих автомобилей польза «ЭКТО»-бензина очевидна: он очищает двигатель машины от загрязнений и в целом улучшает работу, помогая владельцу дольше ездить без поломок.

"Экто 100" от "Лукойл": история появления

20 апреля 2006 года компания "Лукойл" представила новую линейку топлива под маркировкой «ЭКТО». Первыми наименованиями были «ЭКТО 92» и «ЭКТО 95», которые соответствовали стандартам качества "Евро-3" и на тот момент превышали государственные стандарты. Поначалу люди недоверчиво отнеслись к новому продукту. Преимущества топлива можно было «распробовать» только после длительной эксплуатации. Но так как цена у «ЭКТО»-бензина была такой же, как и у обычного, постепенно водители перешли на него. В длительной перспективе топливо хорошо показало себя в работе, и многие автомобилисты стали покупать только его.

Компания "Лукойл" получила все необходимые сертификаты качества и теперь является единоличным поставщиком бензина с пометкой «ЭКТО». Брендированное топливо показывает себя с лучшей стороны, поэтому многие автомобилисты специально заезжают только на заправки "Лукойла", чтобы заправить машину фирменным бензином. После «ЭКТО 98» совсем недавно поступил в продажу бензин «ЭКТО 100». И если с прежними названиями было все понятно, то цифра «сто» в названии приводит многих в недоумение. Чем этот вид бензина отличается от предыдущих и есть ли смысл переходить на него с 98-го?

Характеристики топлива

Многие водители придерживаются ошибочного мнения, что топливо от "Лукойл" «ЭКТО 100» - это просто улучшенная версия «ЭКТО 98». Однако составы продуктов в корне отличаются друг от друга. В новом, 100-м топливе в корне поменялась рецептура и способы изготовления. Неправильно считать, что октановое число с показателем в 100 единиц достигнуто одним лишь комплектом присадок. Дело тут гораздо сложнее. Такой результат достигается с помощью компонента бензина - алкилата. Он дает высокое октановое число, меньше загрязняет двигатель машины и выпускает в атмосферу меньше выхлопных газов. Алкилат повышает мощность машины за счет увеличения притока воздуха к двигателю внутреннего сгорания.

Линейка бензинов «ЭКТО» примечательна тем, что содержит гораздо меньше вредных компонентов. Количество серы в них уменьшено в 3 раза, бензола - в 5. Моющие свойства топлива "Лукойл" уже давно известны водителям. Характеристики «ЭКТО 100» от "Лукойл" включают в себя:

  • Моющие свойства: очищают двигатель от скопившихся отложений.
  • Защиту двигателя от коррозии.
  • Уменьшение количества отложений.
  • Сохранение распылительной способности инжекторов.

Применение топлива серии «ЭКТО» способствует увеличению срока службы автомобиля за счет снижения износа системы, возросшей мощности двигателя и моющих присадок. Кроме того, 100-ый бензин помогает сэкономить и на расходе, и на обслуживании машины. По сравнению с «ЭКТО 98», новая версия топлива дает привлекательные цифры:

  • Мощность двигателя увеличивается на 10 процентов.
  • Расход топлива уменьшается на 6 процентов.
  • Динамика разгона увеличивается на 7%.

Согласитесь, неплохие показатели? Бренд "Лукойл" гордится своим новым товаром. А положительные отзывы об «ЭКТО 100» от "Лукойл" только доказывают его конкурентные качества.

"Лукойл": «ЭКТО 98»

«ЭКТО 98» был первым топливом, разработанным специально для высокофорсированных двигателей. Перейдя на фирменный, 98-й, бензин от "Лукойла", владельцы спортивных автомобилей сразу отметили разницу в работе деталей машины. Автомобиль лучше держал обороты, плавнее ехал, потреблял меньшее количество топлива. «ЭКТО 98» был первым бензином с таким высоким октановым числом. Соответствующий стандартам «Евро-5», он имеет специальный комплект моющих присадок, которые очищают двигатель от загрязнений и обладают пониженным выбросом вредных веществ в атмосферу. «ЭКТО 100» отличается от АИ-98 по нескольким показателям:

  • Более высокая плотность.
  • Повышение октанового числа на 0,5-1%.
  • Меньшая калорийность, но большее количество кислорода, а значит, мощности.

Для каких машин предназначено

Для современных автомобилистов стала привычной ситуация, когда при посещении заправки они видят в продаже и 98, и 100 бензин наравне с 92 и 95. Такие числа больше ни у кого не вызывают недоумения, более того, их заправляет каждый второй автомобилист. Но правильно ли это и нельзя ли случайно навредить своей машине? Для каких машин подходит топливо «ЭКТО 100» от "Лукойл"? Производитель рекомендует заливать продукцию с таким высоким октановым числом только в двигатели мощных или спортивных автомобилей, в инструкции к которым показан бензин с такими показателями. Почему же нет смысла заливать 100-тый «ЭКТО» в какой-нибудь ВАЗ-2107 или «Матиз»? Высокофорсированные двигатели, которые стоят в большинстве современных автомобилей, имеют небольшой объем и при этом увеличенную мощность. Они изначально рассчитаны на использование топлива с высоким октановым числом, поэтому на вопрос "для каких машин подходит "Лукойл" «ЭКТО 100»", есть однозначный ответ.

Если же вы очень хотите попробовать на практике сотый бензин, но двигатель у вашей машины самый обычный, то вы можете поступить следующим образом. Залейте 10-15 литров обычного топлива, а сверху добавьте 5-10 с повышенным октановым числом. Так вы поднимите средний показатель, не причинив вреда двигателю.

Вот небольшой список примеров того, для каких машин бензин от "Лукойл" «ЭКТО 100» подходит лучше всего:

  • Chevrolet Corvette;
  • Nissan Skyline;
  • Jaguar;
  • Mazda, гоночные модели;
  • Mercedes Benz;

С остальными машинами следует быть крайне внимательными и уточнить перед заправкой информацию у производителя.

Преимущества и недостатки согласно отзывам водителей

Отзывы об «ЭКТО 100» от "Лукойл" крайне противоречивы. Кого угодно могут запутать разные мнения об этом топливе. В голове сразу возникает вопрос о том, для каких авто подходит «ЭКТО 100» ("Лукойл"). Как и у каждого продукта в мире, у нового бензина есть свои преимущества и недостатки, которые нивелируются знанием своей машины и особенностей топлива. Итак, что можно отнести к положительным характеристикам?

  1. Снижение расхода топлива на 6-8 процентов. Хоть 100-й бензин стоит несколько дороже 98-го, при учете всех факторов разница эта будет со временем исчезать за счет уменьшения количества расходуемого бензина. Потому, несмотря на цену, заправка сотым бензином не скажется на вашем кошельке, еще и сэкономит деньги по ремонту машины.
  2. Увеличение эффективности старта и движения. За счет улучшенной системы впрыска и подачи топлива машина заводится быстрее, а время разгона уменьшается.
  3. Автомобиль становится более «чувствителен» к педали газа, тяга на высоких оборотах на 100-ом бензине отлично держится.
  4. Для поддержания высоких скоростей на трассах с ним приходится меньше надавливать на педаль газа, а значит, уменьшается расход топлива и увеличивается срок службы двигателя.
  5. Двигатель становится более эластичным и позволяет выполнять сложные маневры на дорогах.

Вот такой внушительный список преимуществ появился у тех, кто использует топливо «ЭКТО 100» от "Лукойл". Какие же тут могут быть недостатки? К сожалению, использование бензина в неправильных целях может существенно подпортить «карму» продукта. Но виной этому будет не плохое качество, а неосведомленность покупателя. Какие недостатки есть у топлива «ЭКТО 100»?

  1. Моющие присадки, которые хороши для форсированных двигателей, могут негативно сказаться на обычных. Дело в том, что если в новых машинах, чей срок службы не превышает 3 лет, еще не успели отложиться серьезные загрязнения, то в старых никакие присадки не смогут очистить все скопившиеся шлаки. Кстати, именно по этой причине производитель рекомендует поменять топливный фильтр после 50 км пробега на «новом» бензине.
  2. Увеличенный приток воздуха может запросто повысить температуру в деталях, попросту неприспособленных к таким нагрузкам. В результате силовой агрегат может выйти из строя.
  3. Вместо понижения расхода топлива в обычных машинах вы можете столкнуться с противоположным эффектом.

Отзывы о бензине «ЭКТО 100» от "Лукойл" говорят о том, что при использовании в машинах эконом-класса со средними и низкими показателями мощности «ЭКТО 100» не только не оправдает своих характеристик, но и в долгосрочной перспективе может загубить автомобиль. А вот применением в мощных современных машинах водители довольны, они отмечают улучшенную работу двигателя и уменьшение расхода топлива. Вопрос о том, можно ли заправлять «ЭКТО 100» от "Лукойл" в свой автомобиль, решает каждый водитель самостоятельно, и к этому нужно подойти со всей ответственностью.

Сравнительный анализ с другими марками

Современные постоянно конкурируют между собой, выпуская равнозначные продукты. Чем же они отличаются друг от друга и отличаются ли вообще? Это можно понять, изучив отзывы и сравнительные тесты различных марок.

Главные конкуренты топлива «ЭКТО 100» от "Лукойл" - это BP Ultimate и Shell со своей линейкой V-Power Racing. Чем они отличаютя и в чем схожи? Если сравнивать «ЭКТО 100» TSI от "Лукойл" с BP Ultimate, то тесты покажут одинаковое октановое число у обеих марок. Калорийность топлива также находится примерно на одном уровне. А вот комплекс присадок в «ЭКТО 100» гораздо проще, чем в «Ультимейте». При прочих равных, незначительное преимущество оказывается на стороне бензина BP Ultimate.

При сравнении топлива "Лукойл" с «гоночной» высокооктановой линейкой Shell различия более очевидны. V-Power Racing уступает «ЭКТО 100» на 0,5 % от октанового числа. В остальном же он, наоборот, его превосходит. «Шелл» - рекордсмен по плотности, калорийность топлива превосходит "Лукойл" в 1,5 раза! Многофункциональный комплект присадок в 2 раза разнообразнее и лучше, чем в «ЭКТО». Именно благодаря этим показателям автомобилисты, встречая на своем пути заправку Shell, заправляются именно на ней.

Но все же различия между брендами идут на доли процента, и разница при долгосрочном использовании высокооктанового топлива будет не так заметна.

Цена топлива "ЭКТО 100"

Если мы разобрались с тем, что за топливо «ЭКТО 100» от "Лукойл", то пора перейти непосредственно к цене этого продукта. При появлении нового бензина на рынке цена его была равна предыдущей «версии» с 98 номером. Но сейчас, по мере того как автомобилисты узнают и переходят на «ЭКТО 100», цена изменяется. Приведем сравнительные цены на "Лукойл" в разных городах. В Санкт-Петербурге для того, чтобы заправиться высококачественным бензином, вам понадобится от 40 до 48 рублей за литр. АИ-98 идет по стоимости примерно 42 рублей/литр, АИ-100 - на 1-2 рубля дороже. В Москве стоимость топлива будет незначительно отличаться на 1-2 рубля. Стоит отметить, что далеко не в каждом городе можно найти АЗС "Лукойл" с "ЭКТО 100". Несмотря на отличие в цене, многие водители утверждают, что использовать АИ-100 даже экономичнее. Почему?

Экономичность

Благодаря политике "Лукойла", топливо с маркировкой «ЭКТО» обойдется вам в ту же цену, что и обычное. Да, «ЭКТО 100» от "Лукойл" по цене немного дороже, чем «ЭКТО 98». Но если произвести нехитрые расчеты, то становится понятно, что его использование гораздо более экономично. Вопрос финансовой части для каждой марки автомобиля уникален, но вот небольшой пример экономии: при заправке АИ-100 в «Рено Логан» с расходом примерно 8 литров на 100 километров мы потратим на это расстояние 322 рубля. При аналогичном количестве топлива АИ-98 заправка обойдется в 317 рублей. Но так как «ЭКТО 100» на 5% экономичнее, то в пересчете получится 305 рублей за 8 литров бензина высшей марки.

Так есть ли смысл экономить на своем автомобиле? Ведь высокооктановое топливо выгоднее и в долгосрочном плане. Стоит посчитать только, сколько вы сэкономите на ремонте двигателя и автомобиля. Ведь если в мощные автомобили с самого начала заливать «ЭКТО 100» от "Лукойл", их двигатель сохранит свое первоначальное состояние на долгие годы. Не забывайте об этом.

Бензин «ЭКТО 100» от "Лукойл": отзывы

Новинка от "Лукойл" появилась на заправках только в июне 2017 года, и многие водители до сих пор настороженно относятся к ней. Что же говорят отзывы об «ЭКТО 100» от "Лукойл"? В сети можно встретить и хорошие, и разгромные комментарии. В положительных водители отмечают тихую работу двигателя, улучшенную тягу на высоких и низких оборотах. Мотор перестает вибрировать и начинает звучать тихо и гладко. Автомобилистам нравится и улучшенное движение машины, которая отзывается на малейшее нажатие педали газа. Держать высокие скорости на трассах с новым топливом АИ-100 стало гораздо легче и экономичнее. В общем и целом отзывы об «ЭКТО 100» от "Лукойл" положительные. Но встречаются и негативные комментарии, в которых автомобилисты прилагают фото-доказательства оплавленных свечей. Резонно возникает вопрос:"Так ли хорош новый бензин от "Лукойла"?"

Все дело в том, для каких машин «ЭКТО 100» от "Лукойл" предназначен. Если водитель не соблюдает правила и льет такое топливо в машину не с высокофорсированным двигателем, то получает в итоге неприятные сюрпризы. Иногда негативные отзывы об «ЭКТО 100» от "Лукойл" связаны с наличием в его составе моющих присадок. Скопившаяся за несколько лет на двигателе грязь забивает что ухудшает работу автомобиля в целом. Именно поэтому производитель рекомендует после небольшого пробега заменить эту деталь на новую. Хоть АИ-100 и оказывает небольшое отрицательное воздействие на показатели, в долгосрочной перспективе "Лукойл" гарантирует улучшенную работу двигателя. Это отличный продукт, который стоит своих денег и будет бережно ухаживать за двигателем вашего авто.

Выводы

В США и Европе уже давно используют топливо с присадками, которые позволяют сохранять детали машины практически в первозданном виде. Хоть к новинке "Лукойла" и относятся пока настороженно, сомнения автомобилистав можно легко развеять на практике.

К использованию бензина «ЭКТО 100» нужно подходить с умом. Для каких авто «ЭКТО 100» от "Лукойл" будет оптимальным вариантом? Важно помнить простое правило: если у вашего автомобиля степень сжатия больше 12, то бензин с таким высоким октановым числом вам подойдет. Если то заливать в автомобиль нужно А если меньше 10 - то 92-ой. Внимательно прочитайте информацию о вашей марке машины, и тогда никаких неполадок с двигателем или подгоревшими свечами не будет. Правильное применение высокооктанового топлива от "Лукойл" поможет не только продлить жизнь двигателю, но и увеличить его мощность и надолго сохранить его чистым, благодаря эффективному комплекту присадок.

Бензин в России должен стоить сто рублей за литр. Дешевое топливо и отношение к автодорогам как к общественному благу тормозят развитие экономики, порождают пробки и экологические проблемы. А если общество видит в этом социальную проблему, ее можно решить при помощи адресных субсидий, а не поддерживать до бесконечности неэффективное перераспределение.


АРТЕМ НИКИТИН, МАКСИМ КВАША


Обсуждение налогового маневра, возобновившееся в последнее время, прекрасно иллюстрирует, насколько сложно верстать в России бюджет, прочно привязанный к ценам на нефть. Его идея в том, чтобы с 2015 года экспортные пошлины на нефть поэтапно заменить увеличенным НДПИ. По мнению Ильи Трунина, директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, это позволило бы не только пополнить бюджет, но и снизить зависимость от колебаний цен на нефть.

Позиция ведомства заключается в том, что даже при низких ценах благодаря девальвации у нефтяных компаний сохранится достаточное количество ликвидности, чтобы не снижать добычу и увеличить инвестиции. Бизнес же доказывал обратное: рост НДПИ приведет к снижению добычи на 100 млн тонн за 2016-2018 годы, а выпадающие доходы бюджета составят 1,3 трлн руб.

Нефтяные компании, в первую очередь "Роснефть", свою точку зрения отстояли, и теперь рублевые "девальвационные" доходы экспортеров (около 1 трлн руб.) правительство будет искать у металлургов или просить у ЦБ.

Однако все эти попытки перетянуть одеяло проблему дефицита бюджета не решат. А значит, переход к кардинальному увеличению косвенных налогов, например акцизов на бензин, лишь вопрос времени. Повышение пенсионного возраста уже перестало быть табуированной темой в правительстве. Так что готовиться хотя бы морально к цене АИ-95 в 50, 80, а то и 100 руб. за литр стоит уже сегодня.

Хитрый акциз


Большинство российских автомобилистов верят в миф о том, что бензин на внутреннем рынке стоит дешевле, потому что Россия — нефтедобывающая страна. Мол, Европа нефть импортирует, поэтому и бензин там такой дорогой. Экономической логики в этом нет никакой, в большинстве стран цена бензина в очень значительной степени предопределена особенностями налогообложения. По сути — общественным договором: какая доля личных бюджетов будет уходить на транспорт, в какой степени граждане будут пользоваться общественным транспортом, а в какой — личным, насколько будут загружены дороги, сколько тратить на их ремонт и строительство, каково будет загрязнение окружающей среды и т. д.

Главный инструмент здесь акцизы. Самые высокие в Израиле — чуть больше $1 (63% от розничный цены бензина), а самые низкие — в Венесуэле, Катаре и Саудовской Аравии, где бензин даже субсидируется. В Европе акцизы тоже составляют 40-60% стоимости и доходят до $0,88 за литр в Великобритании. В странах победнее они ниже, но не сильно, а например, в Греции акцизы выше, чем во Франции ($0,74 и $0,68). В России же акцизы на "Евро-5" сейчас находятся на уровне $0,09.

А если вычесть налоговую составляющую, то бензин в Швеции и даже Турции (самые высокие акцизы в мире до девальвации лиры) был бы дороже российского лишь на 10-15 руб. "Дельта составляла бы около 30%, не больше,— считает Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности.— Розничное ценообразование бензина везде в мире почти исключительно политическая история. Говорить, что низкие цены — абсолютное благо, не совсем корректно. Вот взять, например, ту же Венесуэлу, где самый дешевый бензин в мире. Власти его субсидируют, потребители довольны, но дороги в стране от этого лучше не становятся. Россия большая страна, и, понятное дело, позволить себе такой популизм она не может".

Во многих азиатских странах рост потребления бензина привел к тому, что расходы на субсидирование топлива резко увеличились, а покрывать их можно только за счет роста внешнего долга страны. Неудивительно, что в Индии от таких субсидий начинают отказываться, как и в Малайзии, Индонезии и Китае. Не говоря уже о том, что низкие цены на бензин во многих городах третьего мира провоцируют настоящую экологическую катастрофу. Каракас, например, давно превратился в место, где нужен противогаз,— тамошние дороги оккупированы автохламом, отправленным на помойку в США еще лет 20-30 назад.

Для дорожных фондов акцизы — основной источник средств. Однако из-за низких ставок их приходится пополнять во многом за счет бюджетных трансфертов (в ряде случаев их доля доходит до 60%). То есть изымать из других статей расходов. И понятно, что этих средств на модернизацию дорожной сети по всей стране явно не хватает.

Повышение акцизов хотя бы до $0,24 означает их рост с 6 руб. до 15 руб. за литр. По оценкам Минфина, каждый рубль акцизов дает дополнительно 60 млрд руб. доходов местных дорожных фондов. В данном случае они пополнятся сразу на 570 млрд руб. А если брать в качестве ориентира Венгрию или Польшу, то акциз следует повысить до $0,44, или до 29 руб., что увеличит объем фондов на 1,4 трлн руб. Бензин в таком случае будет стоить уже не 37 руб., а 50-60 руб. за литр.

В случае же цены 100 руб. за литр дополнительные доходы от акцизов составят около 3 трлн руб. Плюс значительный рост НДС. Оценки, конечно, "салфеточные": такой рост цен приведет к снижению потребления, росту экспорта, а акцизы, скорее всего, частично будут перераспределены в федеральный бюджет. Но если правительство немедленно не придумает, как их потратить на очередную олимпийскую стройку, проблема дефицита бюджета будет решена надолго, о непопулярной заморозке накопительной части пенсии можно будет забыть, а инвестиции в дорожное строительство и общественный транспорт — резко увеличить.

Социальная справедливость


Можно сказать, что высокие акцизы — это роскошь, которую могут себе позволить только богатые страны. Это не так: высокие акцизы установлены и в развивающихся странах. Понятно, что это снижает покупательскую способность. Так, например, в Венгрии на среднюю месячную зарплату можно заправить 17 баков объемом 60 л (данные из рейтинга globalpetrolprices.com), в Турции — 9 баков, а в Дании — 70 баков. В России доступность бензина позволяет заправить 27 баков.

Меньшая доступность, правда, не означает, что население резко становится беднее. Подорожание бензина до 60 руб. за литр может быть с легкостью компенсировано переходом на более экономичные автомобили — малолитражки или с дизельным двигателем. Это побудит владельцев автохлама быстрее избавиться от своих неэкономичных "Жигулей", что значительно улучшит экологию, ускорит развитие инноваций в отечественном автопроме и снизит количество пробок.

Текущая (еще советская) инфраструктура не рассчитана на большое количество автомобилей. Особенно заметно это в регионах, где пробки уже часто сильнее, чем в Москве. Между прочим, в СССР на среднемесячную зарплату можно было заправить всего 7,5 бака (120 руб., 40 коп. за литр). Да и по прочим параметрам владение машиной обходилось значительно дороже, чем сейчас.

Повышение стоимости топлива приведет к тому, что те, чье время дешево, будут выезжать на личном автомобиле значительно реже. А те, кто зарабатывает больше, кто платит больше налогов, создает больше добавленной стоимости и рабочих мест, потеряют меньше драгоценного времени. Связанный с этим рост ВВП опосредованно — через рост спроса на рабочую силу — приведет к росту доходов всех, а не только самых обеспеченных. Обычно при росте ВВП снижается и неравенство. Явный выигрыш для экономики, бюджета, а следовательно, и для всего общества.

Рост цен на бензин будет иметь и другие последствия, которые, в отличие от "права на дорогу", на самом деле общественное благо. Меньше пробок — меньше выхлоп, лучше экология, лучше здоровье населения. Меньше пробок, лучше дороги — пожарные, скорая и милиция приедут быстрее. А значит, ниже смертность, меньше ущерб от преступности и природных катаклизмов. Не говоря уже о том, что это — шанс наладить общественный транспорт, а значит, сэкономить время и деньги тем, у кого личного автомобиля нет.

Еще один миф звучит так: в России бензин плохой, а в Европе хороший, поэтому дорогой. Проблема российских НПЗ состоит в том, что у них относительно низкая глубина переработки нефти — около 70%, тогда как в Европе — 90-95%. Это означает, что с тонны нефти выходит слишком много мазута, но бензин ничем не отличается от европейского. "У нас нет причины не доверять качеству бензина, которое соответствует стандарту "Евро-5",— говорит Александр Шкурин, заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Kortes.— Жалобы на качество бензина уже касаются АЗС, а также системы хранения и транспортировки. К тому же сейчас начата масштабная модернизация отечественных НПЗ". Проблемой же прямогонного бензина, манипуляций с октановым числом за счет "присадок" и "ослиной мочи", скорее, должны интересоваться правоохранительные органы.

Тяжелые последствия


Повышение акцизов не вынуждает потребителей отказываться от автомобилей. Исследования, проведенные в Турции, где был очень серьезный рост акцизов, показывают, что главная реакция потребителей состояла в том, что большинство из них перешли на дизель, то есть купили более экономичные автомобили. Дороги в Турции, кстати, отличные и строятся очень быстро (в том числе довольно дорогостоящие сооружения вроде тоннелей в горах).

Обратный эффект высоких акцизов — разрастание черного рынка бензина, подпольное производство и контрабандный ввоз топлива из Ирака. В Сингапуре, кстати, с этим борются так: при выезде из страны в баке должно быть не менее ¾ бензина, чтобы не заправлялись дешевым в Малайзии. Еще одно последствие — увеличение числа мопедов на дорогах и смертельных ДТП, связанных с ними.

Высокие акцизы — это еще и инфляция. По оценкам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, транспортная составляющая в цене любого товара, перевозимого автомобилем, достигает 10-15%. То есть при повышении цен на бензин на 35% товары в магазинах подорожают на 4%. Грубо говоря, стоило молоко 40 руб., а будет — 42 руб. Оценка РТС явно завышена. По данным агентства "Автостат", в 2014 году россияне заплатили за автомобильное топливо 2,7 трлн руб., то есть 4% ВВП,— приблизительно столько и составляют топливные издержки в товарах.

К тому же не надо забывать: в нынешние издержки передвижения на авто заложен расход топлива с учетом пробок, и если их станет меньше, то снизится и расход топлива. То есть проигрыш и транспортников, и автолюбителей окажется меньше, чем получилось бы при помощи простого умножения на три нынешних расходов на бензин.

Есть, наконец, и любимый аргумент левых популистов: как же быть с пенсионерами и прочими малообеспеченными гражданами? Ответ на него прост: высокие налоги на бензин позволят увеличить пенсии и пособия. Но это уже будет адресное перераспределение ресурсов, настоящая социальная справедливость, а не субсидирование всех подряд, не размазывание ровным слоем остатков нефтяной ренты.

Если отбросить специфический опыт владельцев, которые прикипают душой и бензобаком к одному бренду, то в целом, как показывают наши экспертизы, доверять можно всем АЗС крупных компаний без исключения . Большинство из них предлагают высокий уровень сервиса, оплату банковскими картами, магазины и удобства, стараясь привязать клиента программами лояльности. Что же он получает, выбирая карту того или иного бренда? Попробуем разобраться, оценив предложение семи крупнейших автозаправочных сетей.

1. «Газпром нефть»

В развитой сети компании 1339 станций в России и СНГ. Карта лояльности платная - 200 руб. Дальше реализуется прогрессивная схема накопления бонусов: если в месяц на АЗС «Газпром нефти» вы оставляете менее 5000 руб., статус карты остается серебряным. Тратите на топливо, товары и услуги от 5 до 10 тыс. руб. - зарабатываете на «золото», ну а больше - на «платину». С «серебром» за каждые 20 руб. получите 6 бонусов, с «золотом» - 8, с «платиной» - 10. Бывают дополнительные акции типа «Экстра»: при покупке на сумму свыше тысячи рублей заработаете дополнительные бонусы по курсу 1 бонус = 10 руб. (скажем, за 1500 руб. на «платиновую» карту зачислят 75 «обычных» баллов плюс 150 баллов по акции). Тратить можно на топливо, товары и услуги в точках «Газпром нефти» - правда, не более 30 000 бонусов (или 3000 руб.) в сутки. Курс «обналичивания» - 10 бонусов = 1 рубль. То есть с «платиновым» статусом с 10 000 руб. можно сэкономить 500 руб.

2. «Татнефть»

Более 500 АЗС на территории страны. На выбор две дисконтные карты с прозрачной схемой начисления бонусов. Обе стоят по 120 руб. и реализуются на фирменных заправках. В названиях отражен принцип накопления скидок. Первая - «Скидка за предыдущий месяц» - учитывает объемы заправляемого топлива: больше залил в минувшем месяце - больше сэкономил в нынешнем. Если заправил до 100 литров - получи скидку в 1%, от 101 до 200 л - 2%, 201–300 л - 3%, от 301 литра - 4%. Карта «Фиксированная скидка» дает право на постоянные привилегии: с каждого литра будете экономить 3%. Потратил 10 000 - сэкономил 300 руб.

Также компания предлагает подарочные сертификаты, топливные талоны и карты и бонусные карты партнеров, правда, действуют они лишь в Ульяновской и Кемеровской областях.

3. ТНК

Карта для безналичного расчета «Магистраль», которую принимают в том числе и на сетях BP, и «Роснефть», нас не волнует. Наши чаяния удовлетворит накопительная система ТНК-Carbon. 100 руб. - и эффектная карта ваша. Причем это не простой кусок пластика, а карта платежной системы MasterCard - тот же «Лукойл», например, вдобавок к накопительным картам выпускает дебетовые совместно с банками-партнерами. Ну а у ТНК «два в одном»: купил Carbon, внес деньги (на фирменной АЗС, в салоне «Евросети» или переводом с другой банковской карты) - и расплачивайся везде, где принимают MasterCard! Даже при снятии наличных размер бонусов составит 1,5% от суммы покупки.

При этом классический вариант накопления баллов за покупки на станциях АЗС тоже работает. За каждый полтинник, потраченный на обычное топливо, накапает 5 бонусов, на топливо Pulsar - 10 бонусов, на покупки в фирменном магазине - 15 бонусов. Пример: вы получите 900 бонусов, если будете регулярно заправляться на АЗК ТНК топливом Pulsar и потратите на это 4500 руб. в месяц. Тратить бонусы можно на заправках ТНК из расчета 1 рубль = 10 бонусов. С 10 000 руб., потраченных на топливо Pulsar, экономия составит 200 руб.

4. «Лукойл»

У этой марки есть топливные карты для юридических лиц и банковские карты ко-бренд со своими условиями, но в рамках обзора нас интересует программа поощрения клиентов, объединяющая пользователей одной из самых крупных сетей - свыше 2000 АЗС! - в «Клуб Лукойл». Карта бесплатная, оформляется после оформления анкеты на заправочной станции и начинает действовать сразу.

За каждые потраченные 50 руб. начисляется 1 балл, по мере накопления они используются как скидка из расчета 1 балл = 1 рубль. Их необходимо истратить в течение года. Пример: заправились на 10 000 руб., получили 200 баллов, экономия - 200 руб. Регулярные акции позволяют набрать большее количество баллов: например, за заправку до начала ноября на сумму свыше 1100 рублей на карточку «капнет» дополнительные 50 бонусов. Тратить можно на сети АЗС «ЛУКОЙЛ» почти как угодно: выбрали товар за 200 руб. - заплатили налом 1 рубль, остальное покрыли 199 баллами с карты.

5. Shell

Охват невелик - в российской сети 110 с небольшим АЗС. Карта лояльности именуется ClubSmart и предлагает накапливать баллы на фирменных заправочных станциях. Система привязана не к стоимости, а к объему, причем начисляемые баллы зависят не только от вида топлива, но и от дня недели: по воскресеньям на бензины с приставкой V-Power начисляется двойное количество баллов. В будни же дается по 1 баллу на литр за обычные сорта, 2 - за Shell V-Power и 3 - за V-Power Racing.

За товары тоже можно набрать бонусы - от 1 до 30. А при покупке смазочных материалов Shell дадут сразу до 600 баллов! Бонусы конвертируются в подарки из фиксированного списка. Скажем, бутылка воды 1,25 л оценена в 180 баллов, автомобильный очиститель воздуха - в 37 000 баллов.

6. «Роснефть»

Оставим за рамками обзора систему корпоративных топливных карт, больше интересных перевозчикам, и сосредоточимся на программе лояльности. Тут аж 2627 собственных и арендуемых АЗС в России и ближнем зарубежье, перечень сетевых станций с условиями программы, доступен на сайте с разбивкой по регионам. Схема начисления бонусов более сложная или, если угодно, гибкая: за покупку литра обычного топлива полагается 1 балл, за литр 1 фирменного - 2 балла, при покупке в магазине «Роснефть» - 3 бонуса за каждые 10 руб. покупки. Например, залили 40 л брендового бензина «Фора» - получили 80 бонусов, перекусили на 500 рублей - еще 150 бонусов.

На что потратить? Увы, лишь на подарки из фиксированного списка. На момент подготовки материала самым доступным «подарком» была бейсболка (441 бонус), самым дорогим - термос с двумя кружками (8600 бонусов). К счастью, можно конвертировать бонусы и в топливо - но в рамках ограниченных по срокам проведения акций. В эти даты можно обменять 3990 бонусов на 20 л любого топлива, кроме «Супер ЕВРО98». Попробуем пересчитать: чтобы набрать эту сумму только за счет заправки брендовым бензином, надо залить 1995 литров. При цене 35 руб./л потратите 69 825 рублей, экономия с 10 000 рублей - около 100 рублей!

7. BP

Заправки с желто-зеленым логотипом British Petroleum у нас встречаются далеко не везде (сеть насчитывает чуть более 120 АЗС), но жителям Московского региона они хорошо знакомы. Неудивительно, что партнером BP выступает накопительная система «Малина», которая охватывает сети торговых предприятий двух столиц. Баллы на карту «Малина» можно складывать при оплате счетов в ресторанах, покупке электроники, обуви, билетов в кино и на самолет, прокате машин, оформлении страховых полисов… На заправке BP достаточно предъявить карточку кассиру, и при оплате топлива (или других товаров) вам зачислят бонусы из расчета 10 баллов за 100 руб. Накопленной суммой можно оплатить покупки как на АЗС, так и во всех торговых сетях, участвующих в программе по курсу 20 баллов = 1 рубль. С горючкой выгода выглядит так: заправился на 10 000 руб. - сэкономил 50 руб.