В финансовую систему рф не входит. Основные финансовые институты рф

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. В обыденном смысле слова термин «финансы» ассоциируется с денежными отношениями. В данном случае подразумеваются не все, а только особые денежные отношения. В других странах мира с рыночной экономикой финансы тоже выделяются в отдельную самостоятельную область. Кроме того, в отличие от русского языка, другие языки мира (английский, немецкий и т.д.) обладают большей выразительностью и набором слов на тему о деньгах, соответственно термину финансы выделено отдельное слово, а иногда и не одно.

В современном обществе, кроме финансов, используются и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества и государства. Однако финансы отличаются от них своими специфическими функциями, поскольку с их помощью образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость финансов обусловлена самим существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

Финансовые ресурсы страны – это денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений и организаций, которые используются для обеспечения потребностей общества и развития производства.

Кроме того, необходимо учитывать, что сущность финансов как экономической категории состоит не только в их количественной стороне, но и в содержании общественных отношений, которые возникают при функционировании данной категории. С точки зрения общественных отношений определение финансов может быть сформулировано следующим образом:

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества.

С помощью финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, которые обеспечивают различные потребности общества и государства:

· расширенное воспроизводство и развитие экономики;

· экологическую безопасность и охрану окружающей среды;

· удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной помощи и т.п.);

· обеспечение обороны и безопасности страны и др.

Отдельно необходимо указать, что финансы и деньги – это различные экономические категории . Несмотря на их сходство, они имеют различия в своих функциях и роли, выполняемых в общественной жизни. Деньги выступают в основном, как мера стоимости, средство платежа и обращения, а финансы выполняют распределительную и контрольную функции. При этом финансы не охватывают всей совокупности денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда, арендой ит.п., регулирующихся в основном гражданским правом). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, к которым непосредственное отношение имеет государство, его территориальные подразделения, муниципальные образования, государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения. Одновременно данные категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

Финансы имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны .

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят (рис. 1.1):

· бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

· внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный, муниципальный и банковский);

· финансы предприятий, организаций, учреждений.

Подобное мнение о содержании финансовой системы наиболее широко распространено среди представителей финансово-правовой науки и считается общепринятым. Все звенья финансовой системы обладают своими специфическими особенностями и постоянно взаимодействуют между собой. Все перечисленные звенья финансовой системы действуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Задачей всех звеньев финансовой системы является образование и использование соответствующих денежных фондов. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций и учреждений. Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных в них средств не оговорено какими-либо целями (бюджеты любого уровня). Целевые денежные фонды предназначены для выполнения определенной функции. Их названия, как правило, определяют их назначение (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и т.п.).

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы Российской Федерации.


Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федераль

ного бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. При этом они являются финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются за счет налоговых и неналоговых источников, возможно привлечение средств на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные государственные и муниципальные фонды самое популярное звено финансовой системы Российской Федерации 1990-х годов. В отдельные годы существовало до тридцати различных фондов, только на федеральном уровне, предназначенных для решения различных задач. Основной функцией внебюджетных фондов является целевое финансирование социально-значимых проектов и направлений жизнедеятельности страны. Они создаются представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления либо на основе требований законодательства, либо по собствен

ному решению. Большая часть внебюджетных фондов была ликвидирована в конце 1990-х годов в связи с невысокой экономической и социальной эффективностью и для устранения распыления денежных средств государства.

В настоящий момент подавляющее большинство финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах различного уровня, и количество внебюджетных фондов значительно сократилось. Можно выделить три основных внебюджетных фонда , решающих важнейшие социальные задачи :

· Пенсионный фонд;

· Фонд государственного социального страхования;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На уровне субъектов можно выделить территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников правоохранительных органов).

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, в аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Различают государственный, муниципальный и банковский кредиты.

Государственный кредит – это отношения, посредством которых образуется государственный долг. Государство при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов может использовать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц. При этом государство является заемщиком, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним , регулируемым международными договорами и соглашениями. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. При этом государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъектам в целях их финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.п. Такой кредит называется бюджетной ссудой и отличается от обычного государственного кредита.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит . На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

Финансы предприятий являются исходным звеном, основой всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении финансы предприятий – это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой и некоммерческой основе.

Кроме рассмотренных звеньев финансовой системы необходимо отметить денежную и валютную системы страны , рынок ценных бумаг. Они являются связующим звеном всей финансовой системы РФ. Так, с помощью денежной системы производятся денежные платежи и расчеты в безналичной и наличной формах, при формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции, государственные ценные бумаги обращаются на соответствующем рынке.

Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль-ных образований , а также различных организа-ций и отраслей народного хозяйства.

Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде-ления национального дохода посредством применения специфи-ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова-ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб-личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

В настоящее время финансовая система Российской Федера-ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд-жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объеди-нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй-ства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле-ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде-ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо-действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав-шейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи-более крупные фонды денежных средств.

Она имеет три -уровня:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов РФ;

Местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой фун-кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма-тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре-ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы , именно через него осуществляется финансовая политика государства . Бюджетная система выступает важным элементом социаль-но-экономической деятельности государства


Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд-жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про-цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством , а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси-рованию.

внебюджетные фонды , представляющие собой совокупность де-нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич-ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными . Эти фонды обо-собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от-расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк-туры, выполнения социальных программ. Внебюджет-ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ-ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра-нение).

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза-тельных платежей юридических и физических лиц , а также из добровольных перечислений.

Государствен-ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по-воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об-разования) денежных средств, а также отношения по предостав-лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем-ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель-ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

Обязатель-ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает толь-ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо-вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла-та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо-дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Финансовая деятельность в сфере страхования является од-ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу-чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро-ванные таким образом денежные средства государство направ-ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий , которые с точки зрения финансово-пра-вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор-мировании, движении и использовании основного и оборотно-го капитала , нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро-вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ-ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы-ли, как правило, не основная цель государственных и муници-пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи-мости. Например, эмиссию и хра-нение официальных денежных знаков осуществляет исключи-тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы фи-нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль-ного производства. В результате финансовой деятельности пред-приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу-дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп-латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само-стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо-вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ-ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто-сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи-нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля-ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

Государственная финансовая система в развитых капиталис-тических странах состоит из четырех звеньев:

Государственные бюджеты,

Местные финансы,

Специальные внебюджетные фон-ды,

Финансы корпораций.

Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ-ными уровнями системы. Правительство полностью независи-мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен-ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

Местных бюджетов;

Финансов муниципальных предприятий;

Автономных местных фондов.

Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд-жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб-ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансовая деятельность

Понятие и методы финансовой деятельности

Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ-ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про-цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де-нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу-дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха-низма социального управления , представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности . Обеспечивая движение денеж-ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель-ность государства и муниципальных образований носит публич-ный характер . Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга-ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право-вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе-тенции.

Финансовая деятельность государства заключается в право-мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз-ма регулирования финансовых отношений. Основными направ-лениями воздействия на механизм финансово-правового регули-рования со стороны финансовой деятельности являются право-творчество, правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе-ния и использования централизованных и децентрализованных де-нежных фондов общего значения.

Содержание финансовой деятельности

Содержание финансовой деятельности государства опреде-ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле-ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова-ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель-ности становятся юридически значимые последствия, наступле-ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла-дываются позитивные финансовые правоотношения).

Сфера финансо-вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую .

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва-цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос-тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно-шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство-вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ-ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли-жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу-дарством запланированных денежных средств в свои бюджет-ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.

Признаки финансовой деятельности (особенности):

а) обязательное участие государства или муниципальных об-разований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых реше-ний посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах , имеющих офи-циальный и общеобязательный характер;

г) юридическое значение ее результатов не только для пуб-личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ-ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде-ления и использования государственных и муниципальных фон-дов денежных средств.

Виды финансовой деятельности

Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

Сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

Субъекты, осуществляющие финан-совую деятельность,

Территориальные уровни,

Формы финансовой деятельности

Функци-и финансовой деятельности и др.

Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

В круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

Объекте воздействия,

Действии во времени,

Наличии определенных целей.

В зависимости от сфер обще-ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

Бюджетную деятельность государства и муниципаль-ных образований;

Налоговую деятельность государства и муни-ципальных образований;

Кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

Финансовую деятельность государ-ственных и муниципальных предприятий;

Государственную дея-тельность в сфере обязательного страхования;

Государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осу-ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:

Финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)

Финансовую дея-тельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе-нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен-ные признаки:

Выражает государственную самосто-ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

Осуществляются функции аккумуляции, распре-деления и использования денежных средств в целях обеспече-ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

Фун-кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству-ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко-торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

Отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про-являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му-ниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули-рованию, распределению и использованию централизованных и де-централизованных фондов денежных средств в целях осуществле-ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен-ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон-дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб-ществом, и делегирования полномочий государства.

Особенностью муниципальной финансо-вой деятельности является обеспечение финан-совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен-ных местным сообществом , и делегированных полномочий государства . Федеральный закон «О финансовых основах мест-ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга-ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан-совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо-вой деятельности представляют финансы соответствующего тер-риториального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча-стием государства устанавливают порядок образования и ис-пользования централизованных (в рамках местного самоуправ-ления) и децентрализованных денежных фондов.

Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре-зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон-троля за расходованием финансов местного бюд-жета, добровольных взносов.

Методы осуществления финансовой деятельности

Осуществляется финансовая деятельность специальным ап-паратом на основании разнообразных методов (в том числе - сти-мулов, ограничений и санкций).

В зависимости от участников финан-совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные );

Методы их распределения и использования.

1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи-заций и учреждений в бюджет;

б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня-тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру-гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще-ние.

2) Методы распределения фондов денежных средств:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу-ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак-кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше-нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся, на-пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави-сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финан-сирование и кредитование .

Фи-нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ-ственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами по-требностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муни-ципальные органы власти финансируют только целевые мест-ные программы. Государ-ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд-жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси-рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе-мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан-совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси-рование государством важных мероприятий и программ.

Кредитование , как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью , срочностью и возвратностью . Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу-чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет-ными предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций , которые могут быть в наличной и безналичной формах.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными , так и регулятивными способами, адми-нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч-ной экономики применение административных методов в фи-нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга-ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос-ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос-ти любых административных решений и на устранение элемен-тов администрирования в финансовой деятельности.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ-ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан-сов.

В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи-нансовой деятельности и степень участия в ней различны.

Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

Целевой - включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

Организационно-структурный - правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

Компетенционный - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

- органы общей компетенции, осуществляющие финан-совые полномочия в качестве одного из направлений своей де-ятельности,

- органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре-делению и использованию фондов денежных средств.

Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

А) общей компетенции, которые осуществляют управление боль-шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

Б) специальной компетенции,которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

Органы специальной компетенции подразделяются на:

- отраслевой компетенции- осуществляют руководство отдель-ными сферами или отраслями управления;

- внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

- межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от-раслей и сфер управления);

- смешанной компетенции,т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

- единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру-ководителю;

- коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде-ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

В коллегиальных органах реше-ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ-ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Систему органов общей компетенции представляют Феде-ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой зако-нодательных (представительных) органов государственной вла-сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор-ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель-ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ-ления внутренней и внешней политики государства, в соответ-ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ-ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа-ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе-мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу-ществляет финансовый контроль.

В целях совершенствования аналитического и информаци-онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи-ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи-нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп-равление Президента РФ.

Исполнительные органы государственной власти (Прави-тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ-ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза-конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа-мент государственных финансов, Департамент экономики, Де-партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валют-ным регулированием и валютным контролем , поэтому Департа-мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова-ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго-ценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается опреде-лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро-ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова-нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга-низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу-дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух-галтерского учета.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде-ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель-ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест-ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ . Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея-тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни-тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея-тельности.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини-стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде-лы или управления.

В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

На органы федерального казначейства возложены следую-щие задачи:

1) организация, осуществление и контроль за ис-полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

2) регулирование финансовых отно-шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис-полнение этих фондов и контроль за этими фондами;

3) осу-ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу-дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.

Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч-реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кре-дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на-рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно-го бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых осно-вах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В особую систему выделяются налоговые органы — Мини-стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече-нии единой системы контроля за соблюдением налогового за-конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво-евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель-ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при-менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де-нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют-ный контроль.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ . Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме-щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

К числу других государственных финансово-кредитных орга-низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис-тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас-пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

Общие сведения

В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации - это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря - капиталы населения.

Детальная информация

Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным:

1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

4) удовлетворение остальных потребностей населения.

Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

Состав и структурные элементы

России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им:

1. страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования.

Общегосударственные финансы. Понятие, структура и назначение

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

Роль привлеченных средств

Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов. В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

Характеристика финансовой системы РФ. Особенности

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента - многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:

Проведение социальных программ;

Обеспечение органов управления всех уровней;

Развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

Поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора). По своей форме взятые на себя государством, могут быть представлены в виде:

Кредитов;

Государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

Иных задолженностей.

Изменения, внесенные после распада СССР

Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после года практически полностью восстановить свою функциональность. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России. Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов. В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики. Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу - обеспечение роста экономики страны.

Реформы в данной области

Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке. Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, - это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений.

Истоки возникновения современных проблем

Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент (до 2008 года). При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка - перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него.

Заключение

Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.