Понятие налоговое регулирование. Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты Основная цель налогового регулирования

Страница 5 из 32

Налоговое регулирование

Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере деятельности, максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей. Налоговое регулирование осуществляется в формах налоговых льгот и санкций.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством.

Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная на изменение срока исполнения налогового обязательства; или на снижение налоговой ставки или окладной суммы; или на возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия); или на зачет ранее уплаченного налога; или на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Инвестиционный налоговый кредит - форма изменения срока уплаты налога и сбора, при которой предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Формы и методы налогового регулирования представлены на рис. 2.

Рис. 2. Методы и формы налогового регулирования



Оглавление
Методы и формы налогового администрирования в РФ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные методы и формы налогового администрирования
Налоговое планирование
Налоговое регулирование
Налоговый контроль
Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - юридических лиц
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - физических лиц
Использование в работе по учету налогоплательщиков информации, поступающей от сторонних организаций
Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Общая характеристика работы налоговых органов по учету поступлений в бюджет
Оценка эффективности работы налоговых органов
Порядок учета начисленных и поступивших в бюджет сумм в налоговых органах
Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоги являются действенным методом государственного регули­рования экономических процессов в условиях рыночных отношений.

Система налогообложения должна воздействовать на развитие деловой активности, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда и, как следствие, развитие производства, побуждать организации продуктивно использовать основные про­изводственные фонды, оптимизировать величину производственных запасов, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать фор­мирование доходной части бюджета в объеме, позволяющем покры­вать расходы государства, направленные на выполнение им своих функций. Долгое время налоги носили исключительно фискальный ха­рактер, однако со временем понятие распределительной функции налогов значительно обогатилось и обрело регулирующее свойство, главным образом благодаря государственному решению об активном участии в организации хозяйственной деятельности.

Эффективное налоговое регулирование прежде всего осущест­вляется через меры косвенного влияния на социально-экономические процессы с помощью изменения налоговых режимов, видов налогов, налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, изменения общей на­логовой нагрузки, отчислений и платежей в бюджеты разных уров­ней. Стимулирующее воздействие на производство оказывает сни­жение налоговых ставок и общего количества налогов, напротив, противоположные действия могут подавлять или сдерживать опреде­ленные виды деятельности. Налоги влияют на экономическую актив­ность субъектов хозяйствования, на соотношение платежеспособного спроса и предложения, регулируют денежную массу в обращении, могут способствовать изменению вектора развития определенных от­раслей и сфер деятельности. Все эти изменения отражает кривая Лаффера.

А. Лаффер, знаменитый американский экономист, считал, что повышение налоговой нагрузки целесообразно до определенной гра­ницы, изменение которой неминуемо приведет к обратным послед­ствиям, таким как снижение уровня собираемости налогов в резуль­тате перехода легальной экономики в теневую. Обоснование теории подтверждается построением графика Лаффера.

Налоговое регулирование призвано осуществлять ряд задач, основной из которых является формирование централизованных бюд­жетных и внебюджетных фондов путем аккумулирования налоговых поступлений. Для этого составляются планы, программы поступле­ния налогов, как долгосрочные, так и краткосрочные, разрабатывают­ся общие принципы формирования и учета налогооблагаемой базы, а также осуществляются контрольные мероприятия, направленные на проверку правильности исчисления и полноты собираемости налогов и, что немаловажно, выявление субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов и привлечение их к ответственности.

Основных методов налогового регулирования немного, они ак­тивно используются во всех странах, не только в России, и к ним обычно относят такие методы, как:

1. налоговые каникулы;

2. выбор и установление налоговых ставок;

3. отсрочка налогового платежа;

4. налоговые вычеты;

5. инвестиционный налоговый кредит;

6. налоговая амнистия;

7. международные договоры об устранении двойного налогообложения и пр.

Налоговая амнистия представляет собой мероприятия, предостав­ляющие налогоплательщикам права уплатить суммы недоимки по налоговым платежам с истекшими сроками уплаты без наложения административной ответственности.

Налоговые каникулы - это законное освобождение от уплаты налогов на строго отведенный промежуток времени.

Налоговый кредит представляет собой наиболее перспективный метод налогового регулирования, суть которого сведена к изменению срока уплаты налога при наличии законодательно установленных соответствующих оснований. К этим основаниям относятся: прове­дение НИОКР, осуществление инновационной деятельности, выпол­нение оборонного заказа государства либо важного стратегического заказа по социально-экономическому развитию региона.

Сумма инвестиционного кредита определяется соглашением сто­рон, а при проведении НИОКР сумма кредита не может превышать 30% стоимости приобретенного организацией для этих целей обору­дования. Это достаточно слабо согласуется с возможностями малого и среднего бизнеса, которые являются основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите, поэто­му в настоящее время данная норма практически не используется.

Налоговые вычеты относят к социально значимым методам налого­вого регулирования. Они могут применяться не только юридическими, но и физическими лицами. Налоговыми вычетами признается сумма в денежном выражении, на которую уменьшается налогооблагаемая база. Их размер, порядок применения и расчета строго регламенти­рован и установлен действующим Налоговым кодексом. В настоящее время в Российской Федерации для физических лиц установлено че­тыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имуществен­ные и профессиональные.

Особого внимания заслуживает такой метод налогового регули­рования, как выбор и установление размера налоговой ставки. Как известно, именно от размера ставки налога зависит сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Размер ставки любого налога дол­жен обеспечить баланс между интересами хозяйствующих субъектов и государства. Это значит, что ее размер должен позволять хозяй­ствующим субъектам осуществлять свою деятельность не только без значительных потерь, но и получать прибыль, при этом соблюдать фискальные интересы государства в целом.

Эффективным способом налогового регулирования экономики является применение двух чрезвычайно связанных между собой ка­тегорий - это налоговые льготы и налоговые санкции. Результатив­ность налоговой политики в конечном итоге зависит от оптимального сочетания этих мер. Система налоговых льгот предусматривает отмену авансовых платежей, предоставление отсрочки либо рассрочки по платежам в бюджет, освобождение определенных категорий налогоплательщиков от налогообложения, снижение налоговых ставок и пр. Например, если прибыль предприятия направлялась на развитие производства, жилищное строительство, создание рабочих мест для инвалидов и пенсионеров, то организация может воспользоваться данной льготой по налогу на прибыль. Существующие льготы по налогообложению прибыли хозяйству­ющих субъектов предназначены для стимулирования финансового обеспечения расходов на строительство непроизводственного ха­рактера, а также развитие производства, поддержку малого пред­принимательства, обеспечение занятости пенсионеров и инвалидов, поощрение благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Система налоговых льгот неразрывно связана со своей проти­воположностью - системой налоговых санкций, которые суще­ствуют преимущественно в виде финансовых санкций - пени и штрафов, и административных санкций. Вид налогового правона­рушения определяет размер и состав налоговых санкций, которые, в свою очередь, устанавливаются на законодательном уровне. Финансовые санкции применяются исключительно в отношении хозяйствующих субъектов, т. е. к предприятиям и организациям, а административные санкции накладываются на должностных лиц этих предприятий.

Важное место в системе налогового регулирования занимает налоговый контроль, т. е. комплекс налоговых мероприятий, осу­ществляемых уполномоченными органами государственной власти, представляющий собой сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Основной целью налогового контроля является выявление и пре­сечение нарушений налогового законодательства, обеспечение до­стоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков за выявленные нарушения. Качественный и непрерывный налоговый контроль является основой эффективной налоговой системы. Отсутствие налогового контроля либо его низкая продуктивность не позволяют рассчиты­вать на своевременность внесения налоговых платежей субъектами хозяйствования, как, впрочем, и на правильность их расчета. Про­ведение налогового контроля обеспечивает формирование бюджетов всех уровней и дисциплинирует налогоплательщиков.

Налоговая ответственность установлена: за нарушение сроков уплаты налогов; грубое нарушение правил учета доходов и расхо­дов, а также объектов налогообложения; за неуплату или неполную уплату сумм налогов; отказ от постановки на учет в налоговом орга­не; несвоевременное представление или непредставление налоговой декларации и др.

Нарушение законодательства в экономической сфере может при­вести к уголовной ответственности, если имеет место уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предприятием (организацией); сокры­тие денежных средств или имущества субъекта хозяйствования, за счет чего и должно производиться взыскание налогов, сборов. Основная ответственность за осуществление хозяйственной дея­тельности предприятия возлагается на руководителя, и потому он, наряду с главным бухгалтером, несет уголовную ответственность в случае неуплаты налогов. Возбуждение уголовного дела зависит от размера неуплаченных налогов. Уголовная ответственность на­ступает при неуплате налогов в крупном и особо крупном разме­рах. Важным условием является тот факт, что сумма неуплаченных налоговых платежей рассчитывается за три последовательных года, предшествующих году проведения налоговой проверки.

Налоги оказывают различное влияние на деятельность субъек­тов хозяйствования. К факторам, оказывающим негативное влияние на экономическую деятельность организаций, можно отнести непре­рывно вносимые поправки в налоговое законодательство, стремление к мгновенному пополнению бюджета, отсутствие экономического обоснования налогового реформирования, что приводит к усилению нестабильности хозяйствования и к повышению уровня налоговой нагрузки предприятий. Многие экономисты утверждают, что доход, который получает государство с использованием исключительно фискальных методов, имеет меньшее значение, чем экономические убытки, которые наносятся субъектам рыночных отношений.

Наибольшее влияние на деятельность предприятий оказывают следующие налоги: налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, налог на доходы физических лиц.

Так, прибыль является источником финансовых ресурсов пред­приятия для развития собственного производства. Налог на прибыль исчисляется из суммы полученной предприятием прибыли, а значит, напрямую влияет на деятельность организации, уменьшая либо уве­личивая ее возможности по расширению воспроизводства. Установ­ление разумной ставки налога на прибыль является необходимым условием обеспечения развития бизнеса. В европейских странах уровень налога на прибыль колеблется от 10 до 33,3%.

Что касается налога на добавленную стоимость, то здесь необ­ходимо учитывать, что его влияние на финансовые результаты дея­тельности организации определяется назначением товара и типом покупателя. В случае, когда приобретенный товар используется покупателем в качестве средства производства и есть возможность возмещать суммы входного НДС, включаемого в цену товара, то вероятно, что изменение ставок НДС как в сторону повышения, так и в сторону понижения существенного влияния на финансовое состояние про­давца товара не окажет. Если же приобретенный товар используется в качестве предме­та потребления, а следовательно, отсутствует возможность принять суммы НДС к вычету, то, вероятнее всего, эффект от изменений ставки НДС будет рассматриваться либо в пользу товаропроизво­дителей - продавцов, либо потребителей, исходя из эластичности спроса на данный товар. В соответствии с установленными в настоящее время правилами расчета НДС возникает временной разрыв между моментом оплаты НДС в цене товара и моментом возмещения его из бюджета, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на экономическую деятель­ность предприятия.

Повышение ставок по акцизным сборам не окажет столь нега­тивного влияния на экономику страны, так как касается части пред­метов роскоши, поэтому есть резерв для повышения ставок.

Нельзя недооценивать уровень влияния на эффективность дея­тельности предприятий таких платежей, как взносы по обязательно­му пенсионному и социальному страхованию, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Их величина учитывается в себестоимо­сти продукции, поэтому и влияют они на деятельность предприя­тия косвенно. В результате их повышения происходит сокращение платежеспособного спроса конечных потребителей, и как следствие, уменьшается объем производства и снижается совокупный доход предприятий.

Аналогичное действие оказывает и повышение объемов налогов, взимаемых с населения , воздействие на доходы потребителей будет прямым. Негативно скажется на доходах населения повышение уровня их прямого налогообложения. Это вызовет снижение доходов, как номинальных, так и реальных, что приведет к сокращению спроса со стороны населения на товары, произведенные предприятиями. Если предложение этих товаров не изменится, то цены на них снизятся, что будет способствовать сокращению доходов предприятий, умень­шению темпов роста объемов производства. Аналогичным будет действие и косвенных налогов , по той при­чине, что конечным их плательщиком также является население. Повышение ставок НДС сначала будет способствовать увеличению доходной части федерального бюджета за счет поступлений от этого налога, а дальнейшее увеличение приведет к обратному эффекту, и поступления в бюджет могут сократиться.

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

В качестве регуляторов используются элементы налоговой системы, под которыми понимаются определяемые законодательными актами государства основы построения и организации взимания налогов. К ним относятся: объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, единицы обложения, ставки, льготы, санкции, виды налогов, их структура, сроки взимания, способы внесения, методы исчисления и т.д.

В комплексе они составляют тот налоговый механизм, использование которого позволяет государству активно влиять на производство, потребление, обмен, перераспределение ресурсов, спрос и предложение товаров, накопление, инвестирование, ценообразование, инфляцию, ресурсосбережение, экологию, научно-технический прогресс, структурные преобразования экономики, внешнеэкономические связи, социальную сферу, жизненный уровень населения, формирование государственного бюджета и на другие стороны хозяйственной и личной жизни.

Разработка налогового механизма входит в число наиболее сложных задач, успешное решение которых является фактором, влияющим на экономический прогресс и рост благосостояния общества.

При переходе государства к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

1) налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятию изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующие функции налогов. В целях воздействия на расширение налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть, налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;


2) посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

3) через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания. Этому же способствует предоставление возможности использования инвестиционного налогового кредита;

4) налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

5) налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

6) налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса;

7) налоговыми методами повышается ответственность и заинтересованность юридических и физических лиц в охране окружающей среды от загрязнений промышленными отходами;

8) налоговая система стимулирует приток иностранного капитала путем предоставления льгот для совместных и иностранных предприятий, выпускающих нужную обществу продукцию, увеличивающих экспортный потенциал государства.

Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности и реальности экономической политики, проводимой государством.

Формами налогового регулирования являются прямое и косвенное налогообложение.

Методы налогового регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов как

Налоговые ставки,

Налоговые льготы,

Налоговые санкции,

Декларирование доходов,

Специальные налоговые режимы,

Налоговые преференции,

Налоговые каникулы,

Изъятия,

Налоговые кредиты и т. д.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством.

Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная на изменение срока исполнения налогового обязательства; или на снижение налоговой ставки или окладной суммы; или на возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия); или на зачет ранее уплаченного налога; или на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Инвестиционный налоговый кредит - форма изменения срока уплаты налога и сбора, при которой предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Принципы:

1) Принцип законности налогообложения (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы)

2) Принцип всеобщности налогообложения (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

3) Принцип равенства налогообложения (плательщики определенного налога или сбора должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях)

4) Принцип справедливости налогообложения (при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уплате налога)

5) Принцип взимания налогов в публичных целях (налоги и сборы устанавливаются и взимаются для финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления))

6) Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (по закону)

7) Принцип экономического основания налогов (сборов) (Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание)

8) Принцип определенности налоговой обязанности (акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить)

9) Принцип единства экономического пространства и единства налоговой политики (не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РБ товаров (работ, услуг) или денежных средств.)

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: 1. отсрочка налогового платежа ,представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности 2. инвестиционный налоговый кредит, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

3. налоговые каникулы , предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги

4. налоговая амнистия , называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. 5. налоговые вычеты , могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6. выбор и установление налоговых ставок , является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания 7. международные договоры об избежании двойного налогообложения -направлены как на избежание двойного налогообложения, так и на уклонение от налогов.

13.Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

Прямые;- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

Перелагаемые (косвенные);- неперелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

Налоги с ЮЛ;- налоги с ФЛ.- общие налоги.

4. По объекту обложения:

Имущественные;- рентные;- с выручки;

Налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

Экономические налоги;- расчетные.

6. По налоговым ставкам:

Прогрессивные;- регрессивные;- пропорциональные;- твердые;- кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

Общеобязательные;- специальные.

8. По целевой направленности:

Абстрактные;- конкретные.

9. По способу выражения:

Налично-денежные;- безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

Налоги на доходы;- налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

Индивидуальные;- включаемые в себестоимость;

За счет балансовой прибыли;- за счет чистой прибыли;

С выручки.

12. По способу обложения и взимания:

Кадастровые;- декларационные;- у источника.

II. Административно-правовой признак.

По праву использования платежей:

Собственные;- регулирующие.

2. По структурно-административному признаку:

Федеральные;- региональные;- местные.

3. По способу перечисления:

Автоматически;- самостоятельно;- по поручению.

III. Пространственно-временной признак.

По периодичности:

Срочные;- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

У источника дохода;- у владельца собственника дохода;

При расходовании средств.