Действующие приостановления по счету. Как проверить приостановление операций по счетам в банке

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика рассматривается в качестве обеспечительной меры (исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11)) и является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

· не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);

· налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);

· обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения при этом, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению(передаче в залог). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

С 1 января 2015 года приостановление операций применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ).

В качестве обеспечительной меры с 1 января 2015 года налоговики получили еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда налогоплательщик-организация не исполнил предусмотренную в п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по передаче инспекции квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене

приостановления указанных операций. Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11):

1. Если на счете денег больше, чем заблокированная сумма, то в пределах этого остатка вы можете осуществлять любые расходные операции (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения действуют также, если инспекция приостановила переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).

2. Если заблокированы все денежные средства, которые есть на вашем счете, то можно осуществлять только следующие платежи (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ):

Списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечисление в бюджетную систему РФ;

Платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках не только по рублевым счетам налогоплательщика в банке, но также по валютным счетам. Это прямо предусмотрено абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ. Вместе с тем она может арестовать только те счета, которые открыты по договору банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ). Транзитный валютный счет, ссудные и депозитные счета не соответствуют признакам, которые установлены п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому их блокировка неправомерна.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки.

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Основаниями для отмены решения о блокировке банковского счета служат следующие обстоятельства:

1. уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или ее взыскание налоговым органом (п. 8 ст. 76 НК РФ).

2. представление налогоплательщиком декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

3. получение налоговым органом заявления о разблокировке счета, если сумма денежных средств на ваших счетах больше суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ).

4. представление налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом (исполнение обязанности, предусмотренной в п. 5.1 ст. 23 НК РФ), либо представление документов (пояснений), истребованных налоговым органом, или явка представителя налогоплательщика в налоговый орган. Данные основания для отмены блокировки счета предусмотрены в пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ;

5. представление налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);

6. с 1 июля 2016 г. - исполнение налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета может быть отменена и по иным основаниям, которые предусмотрены федеральными законами.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налоговый орган передает в банк, а его копию - налогоплательщику (абз. 2, 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). Решение доводится до них в электронной форме способами: вручение под расписку, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика. Сделать это инспекция должна не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ).Способ передачи копии решения налогоплательщику инспекция выбирает самостоятельно: вручить под расписку или направить иным способом. Передать ее налоговый орган должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).За неправомерные арест счета или отмену блокировки налоговый орган должен выплатить проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком.

В настоящее время достаточно часто имеет место приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. Такая мера воздействия используется контролирующими органами. Следует сказать, что это создает существенные препятствия для предпринимательской деятельности юрлиц и ИП. Кроме того, далеко не всегда использование этого инструмента правомерно. Рассмотрим далее, когда допускается приостановление операций по счетам в банке в отношении налогоплательщика.

Общие сведения

Приостановление операций по счетам в банке означает фактическую заморозку средств. То есть владелец не может их никуда переместить. Исключением являются только те операции, осуществление которых, в соответствии с ГК, предшествует обязательству отчислять сборы и налоги. При этом зачисления осуществляются без каких-либо ограничений. Основания, по которым производится приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, могут быть различными.

Неисполнение обязательств

Это одно из наиболее популярных оснований, по которым производится приостановление операций по счетам в банке. Статья закона предусматривает заморозку средств с целью обеспечения исполнения взыскания непогашенных отчислений в бюджет, включая штрафы и пени. Решение о блокировании не может выноситься раньше, чем принят акт о наложении взыскания. Замораживание средств осуществляется и для погашения процентов. Это обуславливается тем, что % взыскиваются по аналогичным правилам, что и обязательные отчисления. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется на ту сумму, которая указана в соответствующем решении. Остаток средств не блокируется и может использоваться.

Непредоставление декларации

Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях, когда субъект в десятидневный срок по истечении установленного времени не сдал отчетную документацию в контролирующий орган. Это позволяет надзорной инстанции вынести соответствующее решение о блокировке средств. В этой ситуации будет предпринято полное приостановление операций по счетам в банке. Это ставит предпринимателя в крайне затруднительное положение. В таких ситуациях не будет иметь значения размер остатка, величина поступлений.

Срок давности

Максимальный период, по истечении которого не может производиться приостановление операций по счетам в банке, НК РФ изначально установлен не был. Об этом давалось разъяснение в письме ФНС от 9 февраля 2011 г. Но с первого января 2015-го этот период ограничивается 3 годами. Исчисление начинается со дня окончания десятидневного срока.

Дополнительно

С 1 января 2015-го приостановление операций по счетам в банке допускается, если субъект в десятидневный срок после истечения установленного времени не предоставил квитанцию о приеме требований о предъявлении им надлежащих документов, уведомлений о вызове в инспекцию, пояснений, направленных ему в электронном виде. Это установлено в ст. 10 ФЗ № 134. Таким образом, приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях уклонения от погашения обязательств перед бюджетом и непредоставлении декларации в установленные сроки. Блокировка средств по иным основаниям не допускается.

Важный момент

Предоставление декларации в бумажном виде не предусматривается с 1 января 2014-го г. Столичная инспекция разъяснила, что при несоблюдении правил о предоставлении отчетных документов в электронной форме, субъекту грозит ответственность по ст. 119.1. При этом за ненаправление декларации по телекоммуникационным каналам не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке. Статья 76 Кодекса будет действовать, если субъект вообще не сдал отчетность. Вместе с этим контрольный орган может принять при необходимости обеспечительные меры. В числе которых, в частности, приостановление операций по счетам в банке.

Решение о блокировании

Существует определенный порядок приостановления операций по счетам в банке. Соответствующее распоряжение утверждается руководителем ФНС или его заместителем. Информирование банков о приостановлении операций по счетам осуществляется в электронном виде. Решение должно быть направлено в обслуживающую субъекта организацию. Копия распоряжение должна быть также передана предприятию-должнику. При этом обязательно должно быть документальное подтверждение того, что субъект получил решение. Это может быть расписка или иная бумага. Предприятие должно получить уведомление не позднее следующего дня после принятия решения. Уполномоченные органы обязаны соблюсти порядок приостановления операций по счетам в банке. В противном случае их действия могут быть оспорены.

Что попадает под блокировку?

Текущий (расчетный) или иной другой счет открывается в банке на имя субъекта при заключении соответствующего договора с финансовой организацией. Последняя по условиям подписанного соглашения принимает на себя ряд обязательств. В частности, банковская структура принимает и зачисляет денежные средства на счет, открытый на клиента, выполняет его распоряжения о выдаче и перечислениях, совершении иных операций. При блокировке, соответственно, финансовая структура не исполняет принятых на себя обязательств. Данная мера касается любых счетов, на которые могут поступать средства и с которых они могут расходоваться. Это в равной мере касается и валютных, и рублевых р/с. Первые блокируются, как правило, при недостаточном количестве средств на счетах в нацвалюте или при полном приостановлении операций по всем имеющимся счетам. Заморожены могут быть не только р/с. Блокировка может касаться и корпоративных счетов, предназначенных для осуществления работниками расчетов с использованием корпоративных банковских карт и учета операций по ним. Пояснение по этому поводу в 2010 году дал Президиум ВАС.

Исключения

Приостановление операций по счетам в банке не применяется относительно:

  • Транзитных движений средств. Это обусловлено несоответствием счетов, по которым совершаются такие операции, признакам, приведенным в ст. 11, п. 2. Они открываются для совершения перемещений валюты одновременно с р/с в зарубежных деньгах вне зависимости от волеизъявления предприятия.
  • Ссудных счетов. Они предназначены для возврата заемных средств должником. По своей сути они не выступают как банковские счета. Это разъяснение дано в Письме Минфина от 21 ноября 2007 г.
  • Расчетных счетов, которые открыты для ведения совместной деятельности товарищества. Деньги на них находятся в общей собственности всех участников, а не одного субъекта. Взыскание с них может производиться только в сумме, которая закреплена за должником на праве собственности.

Депозиты

Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел. Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.

Ограничения и возможности ФНС

Приостановление операций по счетам в банке, как выше было сказано, предполагает отсутствие возможности осуществлять расходные действия со средствами. То есть, владелец не может перевести их контрагенту, снять по чековой книжке. Однако далеко не всегда и не все операции могут быть прекращены. К примеру, если наложено взыскание недоимки, то перемещение средств допускается сверх взимаемой суммы. Кроме этого, установлена очередность обязательств, которые должны быть исполнены до того, как будет взыскана установленная ФНС сумма. Последовательность устанавливается при вероятности того, что имеющихся у должника средств может не хватить для осуществления всех платежей. Первыми удовлетворяются требования по исполнительным документам, в которых предусмотрены перечисления или выдача средств на возмещение ущерба жизни либо здоровья, а также взыскание алиментов.

Приостановление операций по счетам в банке: выплата зарплаты

Погашение задолженности перед работниками может осуществляться по исполнительным или платежным документам. Сначала удовлетворяются требования по ИЛ. В исполнительных документах может быть предусмотрено перечисление либо выдача средств на выплату выходных пособий, зарплат работникам (как бывшим, так и настоящим) по трудовому договору, вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности. Следующими по очереди будут расчеты по платежным бумагам. В них, кроме оплаты труда работникам, может предусматриваться поручение ФНС на списание и перечисление задолженностей по бюджетным отчислениям, ФСС и ПФР – на отчисление страховых взносов.

Другие требования

В четвертую очередь будут погашаться обязательства по прочим исполнительным листам, предусматривающим денежные взыскания. Оставшиеся задолженности по платежным документам будут исполняться в календарной очередности. Таким образом, списание сумм в счет бюджетных отчислений будет производиться в третью очередь. При недостаточном количестве средств для удовлетворения требований ФНС, финансовая организация, обслуживающая должника, перечисляет сначала средства по документам 1 и 2 очереди.

Особенности списания

Платежи, находящиеся в одной очередности, производятся в порядке календарной очереди. К примеру, платежный документ на погашение задолженности по зарплате поступил раньше, чем инкассовое поручение от ФНС. Обслуживающая организация обязана сначала удовлетворить первое поступившее требование. Если средства останутся на счете, то погашается задолженность перед бюджетом. При блокировании по причине непредоставления декларации и при отсутствии поручения от ФНС на списание бюджетных отчислений, обслуживающая организация может удовлетворить требования платежных документов по з/п лиц, работающих по трудовому контракту.

Запреты

Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 248 в ст. 76, п. 12, при наличии распоряжения о приостановлении расчетных операций налогоплательщика на р/с, финансовая организация не может открывать новые счета или предоставлять должнику возможность использовать электронные платежные инструменты. Для обеспечения реализации этого предписания был введен специальный интернет-сервис. Он позволяет банковским структурам оперативно получать информацию о наличии решений о приостановлении расчетных операций на счетах клиентов и переводов электронных средств.

Этот интернет-ресурс является доступным и открытым для использования финансовыми организациями. До внесения указанных изменений в Налоговый кодекс предприниматели не могли открывать счета только в тех банках, в которые были направлены соответствующие решения о замораживании. Кроме того, должнику не удастся закрыть заблокированный счет, если на нем остались деньги. Это связано с тем, что при совершении этой процедуры средства должны быть израсходованы. А по решению уполномоченного органа, расходные операции приостановлены. Даже если на р/с нет остатка, и его закрывают, распоряжение все равно будет продолжать действовать. Это значит, что новый счет открыть не представляется возможным.

Разблокировка

Разумеется, предприятие заинтересовано в том, чтобы как можно скорее разморозить свои активы. Отмена приостановления операций по счетам в банке производится при наличии следующих оснований:

  1. Погашение задолженности перед бюджетом или взыскание сумм ФНС. При получении налоговой инспекцией документов, подтверждающих уплату недоимки (штрафов, пеней), приостановление операций снимается. Для ускорения разблокировки необходимые бумаги в уполномоченный орган может предоставить руководитель или представитель организации-должника либо сам предприниматель вместе с заявлением о размораживании р/с. ФНС должна принять решение о снятии приостановления операций не позднее следующего дня после получения документов.
  2. Предоставление декларации. После получения отчетной документации ФНС обязана на следующий день принять решение об отмене вынесенного ранее распоряжения о приостановлении операций по счетам. Если предприятием была направлена декларация, но блокировка все равно произошла, в инспекцию необходимо подать заявление на размораживание р/с. К нему прилагаются документы, подтверждающие, что отчет был отправлен своевременно.

Заявление

Право на отмену решения о приостановлении расчетных операций возникает тогда, когда на счете образуется сумма, превышающая ту, что указана в распоряжении. Заявление составляется в произвольной форме. В тексте указывается счет, на котором присутствует достаточно средств для погашения задолженности. К заявлению прикладывается подтверждающий документ. Им является банковская выписка. Кроме этого, указываются р/с, которые необходимо разморозить. ФНС в двухдневный срок должна вынести решение об удовлетворении заявления и отмене вынесенного ранее распоряжения в части превышения суммы задолженности.

Ответственность ФНС

В случае если инспекция нарушила сроки принятия решений или заблокировала счета, не имея на то оснований, она обязана выплатить проценты. Правила их начисления установлены в ст. 76, п. 9.2 Кодекса. Выплата процентов осуществляется за календарные дни незаконного приостановления операций или просрочки при вынесении решения о его снятии. Если распоряжение было изначально неправомерным, начисление осуществляется с даты его получения финансовой организацией.

Расчет процентов производится по той сумме, которая была заморожена, то есть, на те средства, которыми предприятие не могло никак распоряжаться, а не на ту, которая указана в решении. К примеру, по распоряжению блокировке подлежит 100 тыс. руб., а на р/с было всего 30. Проценты будут начисляться именно на 30 тыс. руб. При неправомерной блокировке счетов в связи с неполучением декларации, расчет осуществляется относительно на все средства, находившиеся на тот момент на счетах. За ставку процента принимается ставка рефинансирования Центробанка. Берется показатель, который действовал в дни неправомерной блокировки, нарушения ФНС сроков вынесения решения или направления в финансовую организацию распоряжения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не может заморозить р/с?

Блокировку операций по счетам можно признать незаконной, если решение вынесено в связи с:

  1. Не предоставлением в установленный срок бухгалтерской отчетности.
  2. Непредставлением агентом расчетов, которые предусмотрены в части 2 НК.
  3. Наличием в предъявленной декларации ошибки, если она не выступает как основание для отказа в принятии (к примеру, неверно указан КПП).
  4. Непредставлением в установленные сроки информации о среднесписочной численности.
  5. Неполучением ФНС декларации в установленные сроки по вине оператора телекоммуникационных сетей или почты.
  6. Подписанием отчетной документации неуполномоченным лицом.

Во всех этих случаях вынесение решения о приостановлении расчетных операций будет незаконным. Соответственно, его можно оспорить.

Выводы

Основания, по которым налоговая инспекция может приостановить расчетные операции по счетам должника, перечислены в ст. 76 НК. Этот список считается исчерпывающим. Никакие иные причины не могут послужить основанием для блокирования счета. Это необходимо знать не только самому предпринимателю/организации, но и финансовой структуре, которая его обслуживает. Кроме этого, следует учитывать, что блокировка может касаться только тех р/с, которые открыты на основании соответствующего договора.

Приостановление операций по иным счетам (транзитным, депозитным, ссудным и пр.) является поводом для оспаривания действий ФНС. Возможности должника при блокировке будут зависеть от количества средств, которые находятся на его р/с. Если денег больше, чем сумма задолженности, то операции можно будет осуществлять. Заморожены будут средства в размере непогашенных обязательств, а все остальные будут находиться в свободном распоряжении субъекта. При этом такой счет нельзя будет закрыть. При погашении обязательств должна соблюдаться очередность, установленная в Кодексе. Блокировка не может распространяться на платежи, которые по закону должны быть выплачены до задолженности перед бюджетом.

Заключение

Несомненно, приостановление операция по расчетным счетам крайне негативно отражается на деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей. Во избежание такого рода проблем специалисты рекомендуют со всем вниманием отнестись к своевременному исполнению своих обязательств. Это касается не только отчислений в бюджет, но и предоставления отчетности в установленные сроки и в надлежащем виде. Если же блокирование расчетных операций произошло, не следует затягивать с решением проблемы.

Если средств на р/с недостаточно, нужно в максимально короткие сроки это исправить. Рассчитавшись со всеми долгами, следует незамедлительно уведомить об этом контрольный орган и подать соответствующее заявление на снятие блокировки. Чем быстрее это будет сделано, тем быстрее, соответственно, средства будут разморожены. В законодательстве установлены достаточно короткие сроки, в которые ФНС должна принять решение об отмене приостановления расчетных операций. Поэтому проблема может быть решена уже в ближайшее время после погашения задолженностей. Если же уполномоченный орган затянул принятие решения, он будет обязан компенсировать свое бездействие выплатой процентов.

Компании необходимо обжаловать Решение ИФНС №24 от 22.01.18 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (в результате которого были списаны с расчетного счета обеспечительные меры - 200 руб). Предыстория: 16.10.17 налоговая вынесла решение о привлечении лица к ответственности и взыскании штрафа 200 руб. 15.11.17 компания оплатила штраф в размере 200 руб. 16.11.17 налоговая вынесла требование об уплате налога, сбора, пени, взносов, пени, штрафа, процентов на основании решения от 16.10.17. И уже 22.01.18 налоговая выносит это решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и удерживает обеспечительную сумму в размере 200 руб. То есть эти меры необоснованны. Задолженность компанией оплачена в полном объеме. Прошу прислать ссылки на НПА, регулирующие обжалование таких необоснованных решений налоговых органов. Возможно, имеются образцы, формы.

Ответ

Действия налогового органа по приостановлению операций по счету и удержанию обеспечительной суммы необходимо обжаловать.

В жалобе необходимо изложить хронологию событий, а также указать на следующие факты:

  • налогоплательщик на основании решения о привлечении в ответственности в виде уплаты штрафа имеет срок на добровольное исполнение санкции ( ),
  • требование о взыскании штрафа выносится только при наличии недоимки ( ),
  • приостановление операций по счету налогоплательщика возможно только в случае неисполнения требования об уплате штрафа ( ).

Однако в указанной ситуации выставление требования неправомерно ввиду добровольной уплаты штрафа.

В жалобе можно также указать на тот факт, что налогоплательщик имеет право взыскать с налогового органа документально подтвержденные убытки, которые возникли в результате блокировки средств на счете ( ).

Обоснование данной позиции в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке ( ). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Жалобу можно направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела ( ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в .

Если обжалуемое решение налоговая инспекция вынесла с нарушениями, она обязана устранить эти нарушения и сообщить об этом в региональное УФНС России в течение трех рабочих дней. В таком случае региональное УФНС России оставит жалобу без рассмотрения ( ).

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налоговой инспекции. Однако исполнение решения можно приостановить, если заявитель представит банковскую гарантию, по которой предъявленные ему суммы недоимки (пеней, штрафа) обязан уплатить банк. Требования к банковской гарантии приведены в статьи 138 Налогового кодекса РФ.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика ( ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решениеобжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден .

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы ( , ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде ( ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления (

"Налоговая проверка", 2008, N 3

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности организации по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также своевременному представлению налоговой декларации является блокирование налоговыми органами ее банковских счетов.

В статье рассмотрен порядок блокирования счетов: какие именно счета могут быть заблокированы, какие расходные операции организация вправе осуществлять по заблокированным счетам, способы отмены решения о приостановлении операций по счетам, а также каким образом в случае отмены налоговыми органами такого решения организация может довести его до банка.

Блокирование счетов организации

Когда организация не исполняет обязанности, возложенные на нее Налоговым кодексом, налоговый орган может приостановить ее операции по счетам в банке. Статья 76 НК РФ предусматривает два случая, в которых возможно блокирование счетов:

  • взыскание налога, сбора, пеней, штрафа во внесудебном порядке, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа об их уплате (п. 1);
  • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении срока ее представления (п. 3).

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке <1> принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет в банк на бумажном носителе или в электронной форме. Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.

<1> Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Решение о приостановлении операций организации по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. То есть последний должен блокировать счета организации независимо от того, что, по мнению организации, это решение было вынесено на основании ошибочных выводов. Также налогоплательщику нужно учесть, что согласно п. 10 ст. 76 НК РФ банк не несет ответственности за убытки, которые понес налогоплательщик вследствие приостановления операций по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счетам организации с учетом некоторых ограничений, при этом банк осуществляет доходные операции в полном объеме (поступление денежных средств на счета организации).

Если приостановление операций связано с взысканием платежей в бюджет, то прекращение расходных операций по счетам действует в пределах суммы, указанной в решении. В Письме Минфина России от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304 уточнено, что организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счетах в банке, в части превышения суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по ее счетам, по своему усмотрению. На практике налоговые органы обычно приостанавливают операции по всем счетам налогоплательщика, не учитывая это ограничение.

Непредставление налоговой декларации. Так как в ст. 76 НК РФ говорится о блокировании счетов в случае непредставления только налоговой декларации, финансисты в Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324 разъяснили, что эта мера не применяется в случае непредставления организацией расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. ФАС МО в Постановлении от 12.03.2008 N КА-А40/1246-08 указал: из положений ст. 76 НК РФ не следует, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банках у организации - налогового агента в случае непредставления сведений о доходах иностранных физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Для налогоплательщика очень важно определиться, в каких случаях можно сказать, что им не была своевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации. Рассмотрим некоторые ситуации.

В п. 1 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Соответственно, налогоплательщик не обязан подавать налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых он не является. В соответствии с этим Письмом УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ разъяснено, что за непредставление налоговых деклараций налоговые органы вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам организации, только если она обязана их подавать.

Для случая, когда сумма налога по налоговой декларации равна нулю, Налоговый кодекс не предусматривает возможности непредставления "нулевой" декларации. На необходимость представления такой декларации указал Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71: в силу ст. 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Данной позицией руководствовался Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14.

Нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в приеме налоговой декларации, представленной по старой форме. Если организация не успела повторно подать эту декларацию по действующей форме до истечения 10 дней по окончании срока ее представления, налоговики могут заблокировать ее счета.

Налогоплательщик может в суде оспорить действия налоговиков. Например , в Постановлениях ФАС ВВО от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99, ФАС СЗО от 26.02.2007 N А56-16164/2006 сказано, что основанием для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке является непредставление либо несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Кодекс не предусматривает возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика за несоблюдение формы налоговой декларации. В то же время во избежание споров с налоговой инспекцией рекомендуем налогоплательщикам перед заполнением налоговой декларации проверять, является ли ее форма действующей.

Организация может передать полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности своему представителю, например специализированной компании. Если уполномоченный представитель несвоевременно подал налоговую декларацию в налоговый орган, то ответственность за это нарушение, в соответствии со ст. 76 НК РФ, будет нести организация-налогоплательщик. Такой вывод следует из п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, согласно которому субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Для случая приостановления операций по счетам, связанного с непредставлением налоговой декларации, НК РФ не установил лимита остатка денежных средств на счетах, на который распространяется решение о приостановлении операций. Поэтому налоговые органы блокируют все средства, лежащие на счетах в банке.

Если операции по счетам организации приостановлены и средств на них недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то организация для продолжения своей хозяйственной деятельности может открыть счет в другом банке. В этом случае она, уведомив контрагентов об открытии нового счета, на короткий срок сможет воспользоваться денежными средствами по своему усмотрению. При этом ей нужно будет учесть следующее:

  • она обязана сообщить об открытии счета в налоговый орган в течение 7 дней со дня его открытия;
  • банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии счета в течение 5 дней со дня его открытия.

Соответственно, налоговый орган, узнав об открытии нового счета, его тоже заблокирует, но до этого момента организация сможет воспользоваться поступившими денежными средствами.

Расходные операции, осуществляемые в период блокирования счетов. Решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется:

  1. на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ;
  2. на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Так как согласно ст. 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в порядке четвертой очереди, то в период действия приостановления операций по счету с него могут быть списаны средства:
  • в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь - по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Также в третьей очереди ГК РФ указаны платежи, которые Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21-П исключены из этой очереди, - это списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Так как до настоящего времени не принято соответствующих изменений в ГК РФ, данный вопрос ежегодно урегулируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, организация не сможет снять денежные средства со счета на оплату труда работников, если он заблокирован.

Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. На основании этого в Письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-02-07/1-172 разъяснено, что банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика исполняет поручение налогоплательщика по списанию денежных средств по оплате государственной пошлины с его счета и зачислению их в бюджетную систему в порядке календарной очередности поступления документов, относящихся к одной группе. Государственная пошлина, согласно п. 10 ст. 13 и п. 1 ст. 333.16 НК РФ, отнесена к федеральным сборам, поэтому ее уплата и уплата задолженности в бюджет по налогам, сборам, пеням, штрафам по инкассовому поручению осуществляется в порядке четвертой очереди с учетом календарной очередности поступления документов.

Понятие счета. При применении ст. 76 НК РФ важно определиться с тем, что понимается под счетом. Дело в том, что приостановление операций затрагивает только те счета организации, открытые в банке, которые признаются таковыми для целей Налогового кодекса. Также нужно учесть, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам в банке он не вправе открывать организации новые счета. Эти ограничения распространяются на все счета организации, открытые в банке. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, предъявляются три требования:

  • наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
  • возможность зачисления на счет денежных средств;
  • возможность расходования денежных средств со счета.

Правовому регулированию договора банковского счета посвящена гл. 45 ГК РФ. В ст. 845 ГК РФ сказано, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Налогоплательщики открывают в банках много различных счетов, не обо всех однозначно можно сказать, признаются ли они счетами согласно ст. 11 НК РФ и будут ли затронуты в случае блокирования.

В Письме Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497 разъяснено, что, например, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое назначение, поэтому банк вправе открывать организации данные счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам. В Письме Минфина России от 27.04.2007 N 03-02-07/1-208 сказано, что счета со средствами, принадлежащими третьим лицам, например целевое финансирование, не обладают признаками счета, определенными в ст. 11 НК РФ.

Из Письма Минфина России от 11.05.2007 N 03-02-07/1-225 следует, что если по решению налогового органа приостановлены операции по счету налогоплательщика в банке при наличии остатка денежных средств на нем, то банк не вправе закрыть этот счет, поскольку расторжение договора банковского счета при наличии на нем остатка денежных средств сопряжено с проведением расходных операций по этому счету. Аналогичная позиция высказана в Письме УМНС по г. Москве от 11.03.2004 N 11-14/16108, в котором уточнено, что при отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Разблокирование счетов

Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до момента его отмены. Если приостановление операций по счетам является правом налогового органа, то отмена этого приостановления - его обязанность, которую он должен исполнить в установленные НК РФ сроки при выполнении налогоплательщиком определенных требований. Основаниями для отмены решения о приостановлении операций по счетам могут быть:

  • решение суда;
  • решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Оно принимается в случаях представления организацией налоговой декларации, взыскания суммы налога, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. В этих случаях приостановление операций по счетам отменяется налоговиками не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или документов (их копий), подтверждающих уплату налога, сбора, пеней, штрафов (п. 3 ст. 76 НК РФ). На практике в случае, если организация осуществила данные платежи в бюджет, налоговый орган вынесет решение об отмене приостановления операций по счетам только после того, как проверит поступление денежных средств на соответствующий счет УФК.

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам

Основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам является решение налогового органа или суда. Решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в бумажной форме либо по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления в банк этого решения в электронном виде устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время данный порядок ЦБ РФ не утвержден, а Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@, не применим, так как утвержден не ЦБ РФ.

Согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе <2> (далее - Порядок направления в банк решения на бумажном носителе) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка. Моментом получения банком решения налогового органа являются дата и время, указанные:

  • в уведомлении о вручении, если оно направлено в банк заказным почтовым отправлением;
  • в отметке о принятии решения, если оно вручено под расписку представителю банка.
<2> Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Изменение местонахождения организации. Возможна ситуация, когда организация в период действия решения о приостановлении операций по счетам изменила место своего нахождения и встала на налоговый учет по новому месту нахождения. В Письме Минфина России от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 сказано, что решение об отмене приостановления таких операций принимает налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика. На практике такая ситуация вызывает массу проблем у организации.

Судебный порядок отмены решения о приостановлении операций. Налоговым кодексом не урегулирован порядок судебной отмены такого решения. Финансисты в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 указали, что согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Следовательно, с момента вступления в силу решения суда отменяется решение о приостановлении операций.

Так как данный порядок отмены решения законодательством не прописан, а официальных разъяснений фискальных ведомств нет, то возможно, что налогоплательщику необходимо будет представить решение суда как в банк, так и в налоговый орган.

Может ли организация ускорить доведение до банка решения об отмене приостановления операций?

Прежде чем решение налоговиков об отмене приостановления операций по счетам поступит в банк, пройдет время, которое драгоценно для организации, ведь она не может осуществлять расчеты. Поэтому для нее весьма важно, чтобы решение достигло банка как можно скорее. В связи с этим часто возникают вопросы о возможности представления организацией в банк копии решения на бумажном носителе, которую ей выдал налоговый орган, или представления в банк оригинала решения, когда организация действует на основании доверенности банка. По мнению финансистов, не все эти случаи действенны.

Копия решения о разблокировании счетов. В Письмах Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-266 и от 30.03.2007 N 03-02-07/1-150 сказано, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, полученная банком от клиента на бумажном носителе, не является основанием для отмены банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке.

Вывод финансистов основан на следующем: из ст. 76 НК РФ и Порядка направления в банк решения на бумажном носителе следует, что налоговики отправляют в банк на бумажном носителе оригинал решения об отмене приостановления операций, а о возможности отправки копии не говорится. Поэтому организации не имеет смысла отправлять в банк полученную от налоговиков копию решения.

Доверенность. Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия лица в налоговых правоотношениях через законного либо уполномоченного представителя. В результате возникает вопрос о том, вправе ли организация, выступая в качестве уполномоченного представителя банка, получить у налоговой инспекции решение об отмене приостановления операций на бумажном носителе и передать его в банк.

В Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16 сказано, что поскольку НК РФ и Порядок направления в банк решения на бумажном носителе предусмотрена передача налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банк посредством вручения его представителю банка, такое решение при наличии соответствующей доверенности может быть вручено организации (ее представителю), операции по счетам в банке которой были приостановлены.

Таким образом, организация может воспользоваться данным способом, чтобы ускорить разблокирование счетов.

В.В.Никитин

Редактор журнала

"Акты и комментарии

Для борьбы с налоговыми недоимками и непредставлением отчетности у ФНС есть действенный инструмент - блокировка расчетного счета . Причем Налоговая служба может блокировать суммы на счетах компаний и предпринимателей напрямую, а не через суд. Поэтому при проверке в базе судебных приставов никаких долгов может не быть, а в действительности огорчение на счет налоговая уже наложила.

Правила наложения ограничений на расходные операции, а также на перевод электронных денежных средств, Налоговой службе дает статья 76 НК РФ . Решение о блокировке счета принимается руководителем налогового органа или его заместителем. Для этого есть несколько оснований:

  • налогоплательщик не исполнил требование инспекция об уплате налога, пени или штрафа;
  • налогоплательщик не подал налоговую декларацию в течение 10 дней после того, как окончился срок ее приема;
  • налогоплательщик в установленный срок не предоставил пояснения или документы, затребованные ФНС.

Приняв решение, налоговый орган выпускает постановление и направляет его напрямую в банк. Информация о блокировке счета на сайте ФНС появится уже на следующий день.

Если денежных средств на счете не хватает, то выплата по постановлению ФНС будет поставлена в очередь. При этом все входящие на счет платежи будут приниматься без ограничений, а списания будут происходить , установленной статьей 855 Гражданского кодекса. Налоговые недоимки по постановлениям налоговой гасятся в третью очередь.

Как на сайте ФНС узнать о блокировке счета

Рассмотрим этот вопрос на примере организации, у которой точно имеется налоговая задолженность. Эту информацию можно взять из сервиса ФНС «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженности по уплате налогов» . Алгоритм действий довольно простотой:

На сайте налоговой службы нужно найти систему информирования банков о состоянии обработки электронных документов .

В меню следует выбрать первый пункт - «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Появятся поля для ввода данных:

  • ИНН . Нужно внести ИНН того налогоплательщика, о счете которого требуется получить информацию.
  • БИК . Сервис предназначен для банков, поэтому в это предполагается вносить БИК того банка, который формирует запрос. Рядовой же пользователь может вписать любой реальный БИК.

Как видим, в отношении счетов проверяемого налогоплательщика имеются решения о приостановке операции по расчетным счетам. В идущей далее таблице система показывает их реквизиты. Сведения о причинах блокировки и суммы недоимки не показываются.

Обнаружена блокировка. Что делать?

Чаще всего блокировка происходит из-за неуплаты обязательных платежей . При этом у налогоплательщика на руках теоретически должно быть требование от инспекции о необходимости погасить задолженность. То есть он должен знать о том, что выявлена недоимка. Но на практике так бывает не всегда. Поэтому нередко информация о блокировке счета оказывается для налогоплательщика сюрпризом. Например, типичная ситуация: на счет накладываются ограничения из-за недоплаты в несколько рублей.

Что же делать налогоплательщику? Как видно, сервис ФНС дает информацию о номере решения о приостановлении операций по счету . Следует связаться со своей налоговой инспекцией и выяснить, почему такое решение было принято. Ошибки бывают, и нередко. Например, платеж был выполнен в срок, но ИФНС не получила информацию о нем. К слову, чтобы избежать подобных недоразумений, рекомендуется периодически .

Если в итоге выясняется, что блокировка наложена не без оснований, то недоимку нужно уплатить . Лучше сделать это добровольно, но можно дождаться, пока на счете появятся деньги, и сумма спишется автоматически.