Деревянные небоскребы: как это работает. Самое большое деревянное здание в мире Самый большой дом из дерева


У человека была мечта... Построить самый высокий деревянный дом, чтоб было видно море.
"Дом Николая Сутягина" в дельте Северной Двины, в Соломбале, где царь Пётр начинал русский флот, возвышался на 38 метров. 13 этажей.
С правого берега реки Кузнечихи был виден величественный силуэт этого дома, чем-то напоминающий деревянный православный храм или колокольню.


Строительство началось в 1992 году. Бывший милиционер, а затем бизнесмен Николай Сутягин сперва выстроил трёхэтажный дом, но потом, по собственному признанию, не мог остановиться.


В конце 1990-х годов Сутягин отбывал наказание в местах лишения свободы, затем строительство было продолжено.
Дом постоянно достраивался до 2008 года. Всё это время хозяин упорно сражался с властями города. В мае 2008 года суд постановил, что здание построено незаконно и подлежит сносу.

Сутягин отказался выполнять решение суда, долго апеллировал, но все суды проиграл.


Положа руку на сердце, дом при ближайшем рассмотрении действитеьно внушал страх. Рядом с ним возвышалась ещё и колоссальных размеров баня.

Вокруг участка Сутягина располагались обычные северные дворы с деревянными постройками. Опасность "нависала" в прямом смысле.


Местные жители, ясное дело, опасались такого грозного соседства.


Дом разбирался сверху до уровня четвёртого этажа силами подрядной организации.


Остаток дома простоял ещё три с половиной года.


Дом Сутягина был признан сенсацией года на конференции «Деревянное строительство в северных городах», проходившей в норвежском городе Тронхейме, его планировали занести в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое деревянное здание в мире.

5 мая 2012 года в соседской бане вспыхнул пожар. Огонь перекинулся на бывший небоскрёб. Тушили хорошо, сгорело всё.


От достопримечательности Архангельска XXI века ничего не осталось.


Теперь о деревянном небоскрёбе помнят только местные жители и поисковые системы.

Недавно в сети, кстати, промелькнула информация о том, что скандинавы задумали проект самого высокого деревянного дома. Но он будет из клеёной древесины, а это легкотня, так-то и дурак может.

Одним из древнейших буддийских храмов Японии является Тодай-дзи, в городе Наре. В первую очередь этот храм известен, как самое большое деревянное сооружение в мире . Кроме того, в стенах храма находится огромная бронзовая статуя Будды, которая была выплавлена более тысячи лет тому назад! Строительство храма началось в середине VIII века. Именно в это время в стране Восходящего Солнца широкое распространение получил буддизм. Новая религия оказала сильное воздействие на искусство и архитектуру страны.

Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру этой страны. В ту эпоху столицей японского государства был город Нара. Ныне Нара принадлежит к числу самых почитаемых святых мест Страны восходящего солнца, куда ежегодно приезжает около 3 млн паломников. Здесь, на территории площадью около 525 гектаров, располагаются несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен, имеющих многовековую историю.



Храм Тодайдзи занимает центральное место среди святилищ Нары. Длительное время он был главной государственной святыней страны, а само название «Тодайдзи» буквально означает «Великий восточный храм». Храм Тодайдзи широко известен по хранящейся в нем бронзовой скульптуре Будды Дайнити (Дайбуцу), являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Ее изваял в 749 году корейский скульптор, которого японцы называют Кимимаро. Для изготовления гигантской статуи потребовалось 437 тонн бронзы, 150 килограммов золота, 7 тонн воска, 70 килограммов ртути и несколько тысяч тонн древесного угля.

По преданию, на отливку статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии. Работы велись на протяжении двух лет и технологически были чрезвычайно сложны. Трудности вызывал не только сам процесс литья, но и монтаж, и установка статуи на постамент (с учетом тогдашнего уровня техники!). Ведь это феноменальное древнее сооружение весит в два раза больше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке, которая была изготовлена одиннадцать веков спустя. Как мастеру удалось преодолеть все технические препятствия? Это остается загадкой, и секрет изготовления этого уникального памятника литейного искусства древности не раскрыт до сих пор.


Кликабельно 2800 рх

Из старинных японских источников известно, что работы по отливке статуи Великого Будды были завершены только после семи неудачных попыток. Голова и шея Будды были отлиты в одной опоке, а торс и трон-лотос изготовлены в отдельных формах, а затем спаяны вместе и позолочены. Статуя Великого Будды в Тодайдзи олицетворяет собой «благословение, всемогущество и вездесущность». Будда восседает, поджав под себя ноги, в умиротворенной позе на троне в виде колоссального цветка распустившегося лотоса с 56 лепестками. Лотос выступает здесь как символ душевного целомудрия, непорочности и чистоты, необходимых для погружения в нирвану, обретения блаженства, достигаемого в результате преодоления «страсти и жажды жизни». Правая рука Будды с раскрытой ладонью вытянута вперед в благословляющем жесте. Волосы Будды синего цвета — это символизирует его пребывание в заоблачном небесном мире. Волосы разделены на 966 завитков. На лбу — шишкоообразный выступ: символ величия и недосягаемости.


Панорама. Кликабельно 6000 рх

Великий Будда входит в число самых известных достопримечательностей Японии. Высота статуи с пьедесталом составляет 22 м. Высота самой сидящей фигуры Будды — 16 м. Лицо имеет длину 5 м, ширину — 3 м. Через глазницы свободно может пролезть человек — их длина составляет 1 м. Диаметр трона-лотоса — более 20 м, высота каждого лепестка — 3 м. Громадная статуя внутри полая. В ее недрах создана сложная система деревянных конструкций, поддерживающих всю фигуру. Раз в год Великого Будду чистят, при этом снимая с него несколько ведер пыли.

Вся поверхность трона-лотоса покрыта бесчисленными изображениями религиозного и мифологического характера, тысячами иероглифических надписей. За спиной гигантской статуи находится деревянный позолоченный ореол, на котором установлены еще 16 фигур Будды размером приблизительно в рост человека, изображающие его предыдущие воплощения. Рядом со статуей расположены две скульптурные фигуры святых — бодхисатв. Японская традиция отождествляет их с тысячерукой богиней милосердия Каннон и богиней счастья. Их размер в два раза меньше статуи Великого Будды. Справа за фигурой Будды находится деревянная колонна с небольшим отверстием. Существует поверье, что человеку, сумеющему пролезть через него, прощаются все грехи. Тодайдзи — действующий храм, и перед статуей Великого Будды ежедневно совершается служба, возжигается огонь и курятся благовония, монахи и паломники читают буддийские молитвы — сутры.

Зал храма Тодайдзи, в котором находится скульптура Будды, носит название Дайбуцудэн — Зал Великого Будды. Некогда Тодайдзи был главным храмом буддийской секты кэгон, учение которой в VIII веке проникло в Японию из Китая. Строительство храма Тодайдзи началось на рубеже 20—30-х годов VIII века и продолжалось двадцать лет. Оно было объявлено общенациональным делом, потребовавшим мобилизации всех ресурсов страны. Храм был освящен в 752 году в присутствии императора и императрицы, двора, священнослужителей и представителей всех провинций Японии, а также посольств из Китая и Кореи. В XII столетии, во время гражданской войны, огромный храм сгорел. Во время пожара пострадала голова Будды, и ее пришлось заменить новой. Сегодня можно заметить, что голова Будды более темного цвета, чем торс. По другим сведениям, вся скульптура Будды сильно пострадала от пожара и в XVIII столетии подверглась замене многих элементов, так что ее нельзя считать целиком подлинной.

В 1567 году храм вновь сгорел, и Великий Будда простоял под открытым небом более ста лет. Только в 1699 году начались восстановительные работы, но через три года, возведя храм только наполовину, строительство снова забросили. В таком виде он простоял около двухсот лет и в результате совершенно развалился. Строительство было возобновлено только в 1903 году и продолжалось десять лет. К 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде. Его высота составляет 50 м, длина — около 57 м, ширина — более 50 м. Это самое большое деревянное здание в мире, а для своего времени оно было просто чудом строительного искусства. В огражденный стеной храм можно войти через Великие Южные ворота — Нандаймон, с двухъярусной крышей и пятью пролетами, которые были заново выстроены в 1199 году и поддерживаются восемнадцатью деревянными колоннами.


В качестве колонн использованы цельные стволы гигантских деревьев высотой 21 м. По обеим сторонам ворот возвышаются колоссальные статуи фантастических стражей-чудовищ Нё. Массивные входные двери храма Тодайдзи выполнены в старинной манере японской храмовой архитектуры. Монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными для японского зодчества изгибами придает сооружению торжественность и величественность. Стены храма украшают великолепные деревянные резные рельефы, лаковая роспись, эмаль, исполненные с истинно японским вкусом и совершенством форм.


В храмовой сокровищнице хранятся многие древние предметы: старинные буддийские и традиционные японские одеяния, священные сосуды, ювелирные изделия, драгоценности, предметы традиционного японского искусства из бумаги и шелка. Благодаря изучению записей на старинных свитках исследователям удалось узнать, что отливка статуи Будды завершилась только после семи неудачных попыток. Огромная фигура божества состояла из нескольких частей, каждая из которых была отлита в отдельной форме. Позже все они были спаяны между собой и позолочены. Высота собранной фигуры с пьедесталом составила 22 метра, а без пьедестала - 16 метров. Лицо Будды в длину достигает 5 метров, а в ширину 3-х. Через глазницы Будды спокойно может пролезть взрослый человек, так как их длина составляет около метра. Фигура божества на самом деле внутри полая, и раз в год Будду чистят, снимая с него несколько вёдер пыли!



Тодайдзи (743-752, XII, XVII и XVIII вв.;

ансамбль деревянных зданий, имел симметричную планировку по образцу китайских монастырей эпохи Тан), Хоккедо (основан около 746-748, зал богослужений 1190) Попасть в храм Тодай-дзи можно через Великие Южные ворота с двухъярусной крышей и пятью пролётами. Всю эту конструкцию поддерживают 18 деревянных колонн, а по обеим сторонам ворот установлены огромные статуи стражей.


Главное здание храма считается самым большим деревянным сооружением в мире! Его длина составляет 57 метров, а высота и ширина по 50 метров! Это настоящее чудо строительного искусства! На территории храма помимо главного здания находится ещё несколько уникальных пагод и храмов меньшего размера. Сама территория храма представляет собой олений парк. Здесь бродит множество оленей, которых с удовольствием подкармливают туристы.



« Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными. Современные технологии строительства позволяют инженерам и архитекторам проектировать высотные дома и даже небоскребы из композитных материалов на основе древесины.

Древесина почти целиком состоит из «скелета» омертвевших клеток растения, точнее — из губчатой структуры, которую образуют их клеточные стенки. Эта конструкция может демонстрировать потрясающую прочность, удерживая многотонный ствол какой-нибудь секвойи, которая уходит на высоту более 100 м, выдерживает груз веток и листьев, противостоит ветрам и ливням. Удельная прочность некоторых видов древесины сравнима с алюминиевыми сплавами и даже легированной сталью. Она легко поддается обработке, комфортна, человечество десятки тысяч лет применяет ее в строительстве. И вместе с тем мы до сих пор не можем полностью использовать все преимущества древесины.

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера»: «Все новое — это хорошо забытое старое. В богатой деревом России строить высотные сооружения из него умели давно. Знаменитый Преображенский храм в Кижах, созданный более 300 лет назад, имеет высоту 37 м — это выше самого высокого деревянного здания в мире на сегодняшний день. Примерно в то же время была построена колокольня Петропавловского собора в Петербурге. Ее знаменитый шпиль высотой 30 м на протяжении первых 140 лет имел деревянный каркас. К сожалению, сегодня строительная индустрия в России не слишком наукоемка. Так что к нам композитные деревянные панели придут, вероятно, позже, чем в западный мир. Но когда все-таки придут, это станет возрождением наших старых добрых традиций».

Секвойя уходит на высоту 35- или 40-этажной башни, но надежно соединить отдельные деревянные детали и построить из них дом сравнимой величины пока не удавалось никому. Рекордные здания — такие как знаменитый 13-этажный деревянный сруб архангелогородца Николая Сутягина, сгоревший в 2012 году, или дом его американского единомышленника Горация Берджесса, достигающий высоты 30 м — с инженерной точки зрения выглядят курьезами. Построены они без определенного плана, на глазок, так что все, побывавшие внутри, вспоминают ходящие ходуном этажи не без трепета. Однако несколько кардинальных нововведений, которые архитекторы освоили в последние десятилетия, делают невозможное не просто возможным, но и вполне вероятным. «Я бы сравнил это с чем-то вроде начала «стальной революции», которая случилась 120 лет назад», — объясняет канадский инженер и архитектор Майкл Грин, один из главных проповедников применения древесины в строительстве высотных зданий. По его мнению, современные композитные материалы на ее основе стали достаточно прочны, надежны и огнеупорны. Осенью 2016 года в Ванкувере, на территории кампуса Университета Британской Колумбии по проекту Грина возведено 18-этажное (53 м) деревянное здание студенческого общежития. И похоже, что это действительно только начало: высотные дома из дерева строятся полным ходом по всему миру, а некоторые проекты достигают 80 этажей.


Канадские разработчики общежития Brocks подсчитали, что за счет использования новых материалов здание позволило «сэкономить» более 2500 т углекислого газа, которые были бы выброшены в атмосферу, если б оно возводилось целиком из бетона и стали. Это количество эквивалентно годовому объему выбросов от почти 500 легковых автомобилей.

К звездам

Прочность бывает разная. Способность материала выдерживать нагрузки без разрушения зависит от вида и направления нагрузки, динамической или статической. Но если растяжение и скручивание древесина выдерживает не хуже стали, то сжатие ее пористая структура переносит не так хорошо. Кроме того, она может заметно менять объем, поглощая влагу или высыхая, ее поедают грибки и насекомые, к тому же древесина горит. Все это — а также развитие черной металлургии — около 120 лет назад привело к долгому закату древесины. В качестве основного строительного материала ее потеснили сталь, бетон и стекло, окружающие нас повсеместно. Кажется, их торжеству не угрожает ничто, но в последние годы у древесины появился могучий союзник — клей. Вместе они образуют композитный материал, панели из которого не уступают в прочности железобетонным.

Технологии получения многослойных клееных деревянных панелей (Cross-Laminated Timber, CLT) разрабатывались в 1990-е в Австрии, Германии и Швейцарии. Сильный толчок к развитию они получили в начале 2000-х, когда в моду вошли «зеленые» технологии строительства. В самом деле, производства стали и бетона являются серьезными потребителями энергии и причиной существенных выбросов парниковых газов в атмосферу. В отличие от этого, растущая древесина не выделяет, а связывает атмосферный углекислый газ, накапливая массу: получается, что производство стройматериалов будет не увеличивать, а уменьшать его содержание в воздухе. По подсчетам, которые проделал йельский ученый Чед Оливер, полный переход со стали на древесину в строительстве снизит глобальные выбросы СО 2 на 15−20%. Остается получить из нее материал для «тяжелого» многоэтажного строительства, и технологии CLT стали таким решением.

Сутягин, он наш, соломбальский, а если точнее сказать, он из Первой Соломбальской деревни. Всего в Соломбале три деревни: Первая, Вторая и Третья. Названия старинные, на всех картах отмечены. Вытянулись они друг за дружкой по берегу Кузнечихи.

Хозяева в этих деревнях справные были. В каждом доме корова была, лошадь, а то и две, ну, а без лодки или карбаса, ты, считай, и не мужик. Без карбаса тебе в деревне никакого почета-уважения не будет. На карбасах и к Белому морю на рыбную ловлю ходили, и сено с дальней пожни, тоже, на карбасе доставляли. Моряки да рыбаки из соломбальцев у капитанов всегда в почете были.
При Советской власти народ, конечно, пожиже стал, поленивее, да и пить больше стали.

Сутягин ленивым не был, но и на Советское государство, за грамоты да путевки в санаторий, ему работать не больно-то хотелось. Жил бы Сутягин в прежние времена, быть бы ему Хозяином. Имел бы шхуны да пароходы, может, рыбой торговал бы, может, лес и смолу заготавливал бы. Но при Советской власти ему ходу, конечно, не было. «Шабашил», бригады собирал, что-то строил, да без особого размаха, хотя деньги были. Через деньги и пострадал. Что-то, видать, не поделил с конкурентами, и спалили его старинный, дедовский дом, подчистую. Дотла спалили, а вместе с домом и три машины сгорели.

Но вскоре разрешили кооперативы создавать, и тут Сутягин развернулся. Техники где-то достал, мужиков толковых насобирал, и дело у него пошло. Дело пошло, а деньга попёрла. В начале девяностых много денег стало у Сутягина. И решил он на месте сгоревшего дома построить новый. Нанял строителей, лес купил, бруса-досок напилил, и начал дом строить!

Сутягин, он, хоть и деловой человек, но в душе романтик. Захотелось ему не простой двухэтажный дом построить, а что-нибудь эдакое, повыше. Да чтоб башенка наверху была, чтобы можно было, сидя в этой башенке, чай-кофе попивать, да умные мысли думать. Спросил мастеров, могут ли они такую башенку сделать? Запросто, ответили мастера, ты нам только деньги плати. Будешь хорошо платить, мы тебе из дерева второй Эмпайр Стэйт Билдинг построим. А что, подумал Сутягин, это идея! Одно дело, сидя в башенке, чай-кофе пить и на Кузнечиху смотреть, и совсем другое дело, если из этой башенки двинскими далями можно будет любоваться.

Сказано-сделано! Сутягин деньги отстёгивает, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут, работа кипит. Построили несколько этажей. Сутягин доволен. С самого верха и вся Кузнечиха как на ладони, и Двину вдалеке видно, и Кегостров. Но жизнь человеческая из того и состоит, что у человека всё новые и новые желания появляются. «Сказка о Золотой рыбке» Пушкиным ведь не на пустом месте написана.

Спросил Сутягин мастеров, можно ли еще выше дом построить, чтобы с самого верха море Белое увидеть? Можно, сказали мастера, только ты нам побольше денег плати, так как мы уже на такой высоте работаем, что у нас головы кружатся и к концу дня общая усталость в организме наступает.
Сутягин, как боевой конь удила закусил, деньги платит, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут. Наконец, построили последнюю башенку и остроконечную крышу над ней поставили. Всё!

Хочется сказать, что после этого закинули мастера свои топоры в Кузнечиху и сказали: «Не было такого дома до нас и после нас не будет». Но нет, не говорили таких слов мастера, и топоры свои в воду не кидали. Не те времена…

Сутягин хотел уже в доме окна вставлять, полы настилать, лестницы строить, да не тут-то было! Соседи, до этого с ужасом взиравшие на выросший по соседству с их домами небоскрёб, опомнились и начали дружно строчить жалобы. Оказалось, что Сутягин затеял строительство своего чудо-дома, не имея на то разрешений ни от городского архитектора, ни от пожарных, ни от районной администрации. Чистая, наивная душа, дитя природы!
Да и время-то какое было? Середина бурных девяностых. Только в те времена чиновники районной администрации могли не замечать выросший на берегу Кузнечихи деревянный небоскрёб до тех пор, пока народ не стал писать жалобы.

Городские и районные власти, опомнившись, заявили: «Дом построен незаконно и должен быть снесён!»
Сутягин сказал: «А вот хрен вам! Не трогайте мою хрустальную мечту своими грязными руками».

К спору подключился главный в городе специалист по деревянной архитектуре, профессор Барашков, заявивший, что дом на самом деле двухэтажный, а на строительство двухэтажного дома специального разрешения не нужно. Оторопевшие власти поинтересовались, а что же такое построено выше второго этажа? Профессор Барашков разъяснил властям, что это крыша, просто она такая… несколько необычная…
Власти призадумались. Соседи Сутягина продолжали писать жалобы.

Неожиданно в противостоянии наступил перерыв. Один из сотрудников фирмы Сутягина украл у него крупную сумму денег. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что он чист, как слеза ребенка и никаких денег не брал. Сутягин ему не поверил и вывез на окраину города, в заброшенное бомбоубежище.
В течение трех дней Сутягин угощал сотрудника чаем-кофием, и по хорошему, по отечески просил вернуть деньги. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что чая-кофия ему не предлагали, не кормили, держали связанным, и даже иногда били.
Суд поверил не Сутягину, а его сотруднику, и упёк Сутягина на несколько лет в колонию.

Весь срок Сутягин не отсидел, вышел досрочно. Живёт в этом доме, на двух первых этажах. Власти периодически делают вялые попытки заставить Сутягина разобрать дом, но тот отвечает, что у него денег на разборку дома нет. У властей денег тоже нет. Соседи продолжают писать жалобы.

Ветры и дожди постепенно разрушают деревянные конструкции. Когда дует сильный ветер, иногда сверху падает оторвавшаяся доска и планирует в соседский огород. Осенью в тех местах ходить жутковато.

Мне кажется, что иногда, летом, в хорошую погоду, Сутягин поднимается по опасно скрипящим лестницам-времянкам на самый верх самой высокой башни и смотрит в сторону Белого моря.

Скажите мне, где, в какой стране человек может угрохать часть своего состояния только на то, чтобы из верхней башенки своего дома было видно море, при этом, забыв получить разрешение на строительство дома. Загадочна душа русского человека…

«Дом Сутягина» (Деревянный небоскрёб, Соломбальский небоскрёб) , неофициальное название Гангстер-хаус — деревянный 13-этажный дом, построенный в Соломбале (север Архангельска) бизнесменом Николаем Сутягиным. Самострой. Дом был частично разобран в декабре 2008 года по решению суда (до четырёх этажей). 5 мая 2012 года оставшаяся часть от деревянного небоскреба была уничтожена пожаром.

Являлся одной из самых высоких частных деревянных построек в России, уступая при этом в высоте некоторым ярусным деревянным храмам

Дом Сутягина расположен в Архангельске, он считается самым высоким деревянным зданием в мире и насчитывает 13 этажей. Дом сделан по старинной технологии, без единого гвоздя. Из последнего, тринадцатого этажа, видно Белое море.

Строительство началось в 1992 году с трёхэтажного здания. В конце 1990-х годов Сутягин отбывал заключение в местах лишения свободы, и строительство было приостановлено, но после его освобождения вновь возобновилось.

Дом Сутягина был признан сенсацией года на конференции «Деревянное строительство в северных городах», проходившей в норвежском городе Тронхейме, его планировали занести в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое деревянное здание в мире.

В июле 2008 года суд постановил, что здание построено незаконно, поскольку в Архангельске запрещено строить частные деревянные здания свыше двух этажей без предварительного согласования с властями, и должно быть снесено за счёт владельца. На решение суда Сутягин подал апелляцию.

По заявлению пресс-секретаря управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Натальи Китаевой, дом должен быть снесён не позднее 1 февраля 2009 года.

14 ноября 2008 г. был объявлен тендер на проведение работ по сносу здания, в связи с отказом Сутягина сделать это самостоятельно. Максимальная стоимость работ была определена в 2 миллиона 600 тысяч рублей. Срок выполнения не позднее 1 февраля 2009 года.

22 декабря 2008 года рабочие приступили к разборке строения. 23 декабря 2008 года в Новостях НТВ было показан видеосюжет о начале сноса дома. 26 декабря 2008 года была снесена верхняя башня дома Сутягина.

Остатки от дома, разобранного до уровня 4 этажа по решению суда, сгорели 5
мая 2012 года. Четырёхэтажное деревянное здание загорелось от соседской бани, пожар в которой начался около 20.00. Тушение пожара закончилось около полуночи.

Баня Сутягина, построенная рядом с тринадцатиэтажным домом, также имеет внушительный размер.