Учет расходных материалов в медицине. Логистика медикаментов как точка оптимизации затрат медицинских организаций

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

«Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгатерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:

«Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации

и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

Причем в пункте 2 Приказа Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н указано, что до 1 октября 2005 года все бюджетные учреждения обязаны перейти на новый План счетов.

Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Обратите внимание!

Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсем новые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути».

Таким образом, с 1 октября 2005 года бюджетные медицинские учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов по специальным средствам.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам - так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетными учреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены.

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №70н.

1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета и переход на более прогрессивную журнальную форму.

Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход к использованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивных бухгалтерских программ.

Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению, новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих специфику современного бюджетного учета.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призвано разрешить ряд проблем.

Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников.

Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.

Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной (предпринимательской) деятельности. Это также усложняло ведение учета.

Применение нового плана счетов разрешит эти проблемы.

3. Новая Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемые бюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В частности это:

В отношении учета основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимости основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы».

4. Новой Инструкцией №70н введен счет «Амортизация».

Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результаты медицинской деятельности (для объектов нематериальных активов).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболее важных проблем бухгалтерского учета.

Рассмотрим на конкретном примере применение Инструкции №70н.

Пример.

Учреждение оказало медицинские услуги, не облагаемые НДС, заказчику на сумму 1500 рублей.

Себестоимость данной услуги составила 1 000 рублей.

Акт приемки-передачи выполненных медицинских услуг подписан, работы приняты заказчиком и оплачены.

Итак, проводки будут выглядеть следующим образом:

Окончание примера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средств присутствуют в деятельности только государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Коммерческие учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

Государственные и муниципальные учреждения в выборе направлений расходования относительно не самостоятельны.

Во-первых, они используют их строго согласно смете по специальным средствам, во-вторых, они в обязательном порядке представляют отчетность об объемах вырученных средств (если объем таких средств значителен, то финансирующие органы вполне могут если не отказать, то задержать финансирование на неопределенное время).

Полученные средства государственными и муниципальными учреждениями после уплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг и амортизационных отчислений, связанных с функционированием структурного подразделения медицинского учреждения, оказывающего платные медицинские услуги и других обязательных платежей, направляются в обычном порядке на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числе на увеличение расходов на оплату труда, приобретение медицинского оборудования, хозяйственного инвентаря, медикаментов, оплату работ по капитальному, среднему и текущему ремонту.

Распределение же прочих средств осуществляется строго в соответствии со сметой доходов и расходов по специальным средствам (приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, материалов, на оплату труда персонала учреждения и так далее).

Использование средств на оплату труда работников учреждений осуществляется на основании разработанных положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг. При этом средства направляются, в том числе, и на выплату премий управленческому и обслуживающему персоналу.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую, квартальную и месячную.

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далее главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность (далее - бюджетная отчетность) по формам документов согласно приложению №1 Инструкции №70н.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:

  • месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным:
  • квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеют право вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

При ведении бюджетного учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, либо специализированной организацией, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в общеустановленном порядке.

Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Согласно пункту 8 Инструкции №70н:

«Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек».

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов (пункт 9 Инструкции №70н):

  • Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);
  • Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140);
  • Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150);
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);
  • Пояснительная записка (форма 0503160);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
  • Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127);
  • Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);
  • Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);
  • Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129);
  • Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);
  • Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126).
Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.

Формы регистров бюджетного учета для органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, а также рекомендации по применению регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1 2 Колесёнкова Л.М. , Воронина Я.Ю.

Email: [email protected]

1Колесёнкова Любовь Михайловна - кандидат экономических наук, доцент;

2Воронина Яна Юрьевна - студент, факультет финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрена важность ведения бухгалтерского учета в медицинских учреждениях, отражена его специфика, рассмотрены способы ведения бухгалтерского учета отдельных операций. Статью следует рассматривать как проясняющую специфику учета отдельных операций, что, безусловно, является базовой основой для понимания техники ведения бухучета в медицинских учреждениях. В статье также указана и детализирована динамика развития медицинских организаций в России, выделены причины, которые ее обуславливают.

Ключевые слова: медицинские учреждения, учет, кассовые операции, фармацевтические компании.

FEATURES OF ACCOUNTING IN MEDICAL INSTITUTIONS

12 Kolesenkova L.M.1, Voronina Ya.Yu.2

1Kolesenkova Lyubov Mihailovna - PhD in Economy, Associate Professor; 2Voronina Yana Yurievna - Student, FACULTY OF THE FINANCIAL MARKETS,

FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION,

Abstract: this article examines the importance of accounting in medical institutions, reflected its specificity, the methods of accounting of individual transactions. The article should be viewed as clarifying the specifics of the accounting of individual transactions, which is a basic foundation for understanding of the technology of bookkeeping in medical institutions. The article also stated and detailed the dynamics of the development of medical organizations in Russia, highlighted the reasons that cause it. Keywords: medical, accounting, cash operations, pharmaceutical companies.

Бухгалтерия организации, которая оказывает платные медицинские услуги, обладает особой спецификой, и учитывает множество различных аспектов. На балансе у таких организаций стоят сотни наименований, в которые входит дорогое оборудование и различные расходные материалы. В таких организациях оборудование постоянно меняется и запасы быстро расходуются и требуют своевременного пополнения. В случае, если организации связаны с какими-либо хирургическими операциями, то они вынуждены работать со страховыми компаниями, для того чтобы избежать форс-мажорных обстоятельств.

2012 2013 2014 2015

Численность врачей человек: всего, тыс. на 10 000 человек населения 49,1 48,9 48,5 45,9

Численность среднего медицинского персонала, человек: всего, тыс. на 10 000 человек населения 1520 1518 1525 1550

Число больничных организаций, тыс. 6,2 5,9 5,6 5,4

Как видно из таблицы 1, численность врачей за последние годы сильно уменьшилась, несмотря на рост среднего медицинского персонала, это можно объяснить сложностью получения врачебной профессии, а также не очень благоприятным состоянием всей медицинской системы в России .

Число больничных организаций, также заметно сократилось за рассматриваемый период. Это можно объяснить вышеперечисленными факторами, а так же тем, что медицинские учреждения в России имеют сложную систему бухгалтерского учёта. Именно эту проблему хотелось бы осветить в этой статье.

Учету подлежат следующие операции:

Расходование материалов.

Операции с медицинским оборудованием.

Кассовые операции.

Расчеты с персоналом.

Расчеты по налогам и сборам.

Сейчас они будут рассмотрены подробнее, начиная с учета расходования материалов.

При ведении учёта расходных материалов, например, различных препаратов и медикаментов, необходимо учитывать, как выдачу их в кабинеты, так и их различные перемещения внутри медицинского учреждения. Окончательное же списание основных и вспомогательных расходных материалов, происходит непосредственно в тот момент, когда они становятся фактически израсходованными и вносятся в лечебный листок или, например, карточку клиента.

Важно отметить, что из-за специфики фармацевтических предприятий, вести учет медицинских препаратов и медикаментов на фармацевтическом предприятии, целесообразнее всего нормативным методом.

Медикаменты за частую состоят из нескольких компонентов. В связи с этим фармацевтическим предприятиям, выпускающим медицинские препараты, необходимо закупать и хранить на складах различные материалы и сырье, которое имеет сроки годности .

Для начала необходимо установить нормативную цену материала.

В определённых ситуациях за нормативную цену принимают стоимость материалов, указанную в договоре. В тех случаях, когда эта стоимость разная для каждой партии материалов, нормативную цену получают расчетным путем, при этом высчитывая, во сколько по договору обойдутся материалы и транспортные расходы.

Изменения нормативной стоимости организация обязана фиксировать в номенклатуре-ценнике.

Во всех медицинских учреждениях по каждой процедуре должен быть разработан документ, который определяет нормы расхода списания материалов.

В конце каждого месяца по каждому медицинскому сотруднику составляется отчет на основании норм расхода материалов, которые передаются бухгалтеру. Исходя из этих отчётов, бухгалтер производит списание материалов на себестоимость оказанных услуг .

Когда речь идёт об учете основных средств в медицинской организации, в большинстве случаев под основным средством в медицинских организациях понимается специальное медицинское оборудование. Учитывая высокую стоимость медицинского оборудования, необходимо правильно сформировать его первоначальную стоимость.

Источниками пополнения основных средств служат:

Приобретение оборудования за плату;

Помощь спонсоров;

Дарение;

Приобретение оборудования в кредит.

Высокая стоимость медицинского оборудования даёт возможность использовать его в качестве взноса в уставной капитал медицинской организации .

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 существует четыре метода начисления амортизации:

1. Линейный метод;

2. Метод списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг;

3. Метод уменьшаемого остатка;

4. Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

В дальнейшем я считаю необходимым рассмотреть особенности ведения кассовых операций в медицинских организациях, имеющих обособленные подразделения (например, аптечная сеть).

При работе с юридическими лицами, которым помимо кассового чека, необходимо к приходному кассовому ордеру выдавать квитанцию, а расчеты лучше всего осуществлять в головной организации. Кассовые операции филиала при этом лучше ограничить приемом и сдачей выручки. Однако организация может разработать специальный порядок оформления денежных документов, например:

1. Присвоить различные коды документам головной организации и филиалов;

2. В каждом филиале открыть отдельный раздел единой кассовой книги организации;

3. Сделать синтез первого и второго варианта.

Организация так же обязана обратиться в обслуживающий банк и утвердить единый лимит остатка наличных денег в кассе, но в случае, если у организации открыто несколько расчетных счетов в различных банках, тогда она может выбирать любой из них. После того как организация утвердит лимит в одном из банков, ей достаточно направить уведомления в остальные.

Главная статья расчетов с персоналом - расчеты по оплате труда, имеющие свою специфику.

При начислении заработной платы медицинским работникам, бухгалтер бюджетного учреждения, прежде всего, руководствуется Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ.

Учреждения здравоохранения, которые находятся на бюджетном финансировании, самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, но в пределах выделенных бюджетных ассигнований .

К окладу медицинским работникам могут начисляться:

Повышения к окладу;

Надбавки за стаж;

Надбавки за особые условия;

Надбавки за дополнительную работу;

Надбавки стимулирующего характера;

Доплаты за работу в ночное время;

Денежные выплаты по государственной программе и др.

Составим таблицу, показывающую среднюю заработную плату медицинских работников в период 2014 по 2017 год.

Таблица 2. Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций

Средняя заработная плата, рублей

в том числе по формам собственности организаций

федеральная субъектов Российской Федерации Муниципальная

2014 45 150 43 011 45 692 44 834

2015 46 496 45 522 47 352 39 948

2016 48 946 48 838 49 734 40 454

2017 52 953 54 432 53 490 40 622

Как мы видим из данной таблицы, заработная плата врачей постепенно растет. Многие эксперты считают, что данная тенденция к увеличению заработной платы связана с проводимой государством реформы здравоохранения. В результате, который было сокращено более 90 тысяч медицинских работников, а заработная плата растет из-за повышенной нагрузки на работников .

Нельзя не рассмотреть специфику налогообложения медицинских организаций.

Не все медицинские учреждения в РФ освобождены от уплаты НДС.

В главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ находятся дополнительные условия, содержащие правила применения льгот по изготовлению лекарств. Для использования этих льгот, лекарства должны быть произведены в соответствии с договором, который был заключен с юридическим лицом.

Также, согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не облагаются НДС услуги санаторно-курортных организаций в России, оформленные путевками или курсовками, которые являются бланками строгой отчетности. В том случае, если санаторно-курортные услуги не оформляются путевками или курсовками, то санитарно-курортные учреждения будут обязаны начислять НДС .

Вместе с тем начисление и оплата НДС аптечными пунктами, деятельность которых связана с изготовлением всех видов лекарств, является обязательной.

Частные клиники, не получающие финансирование из гос. бюджета, обязаны начислять и уплачивать НДС.

Рассмотрение специфики бухгалтерского учета в медицинских учреждениях позволяет выделить особенные, уникальные черты, отличные от бух. учета в других учреждениях. Понимание их - необходимо как для бухгалтеров, так и для всех, кто интересуется медициной.

В то же время, следует отметить, что невозможно изложить всю специфику бухгалтерского учета в медицинских учреждениях, учитывая объемы статьи, скорее, ее следует рассматривать как уточняющую, проясняющую специфику учета отдельных операций, что, тем не менее, является фундаментальной основой для понимания техники ведения бухучета в медицинских учреждениях.

Список литературы /References

1. Суринов А.Е. Основные показатели здравоохранения // Россия в цифрах, 2017.

2. Фирстова С.Ю. Бухгалтерский учет в медицине. КноРус, 2006. С. 21-23.

3. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 2012.

4. Захарьин В.Р. Заработная плата в коммерческих организациях и бюджетных учреждениях. М.: Изд-во: Проспект, 2012.

5. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.01.2018).

6. Ананьев Л.В. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере: практические рекомендации М.: Инфотропик Медиа, 2012. 360 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Заборовский Е.Ю. Email: [email protected]

Заборовский Евгений Юрьевич - магистр, кафедра управления организацией, экономический факультет, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: автомобильная отрасль является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития государства. В данной статье рассматривается современное состояние российской автомобильной отрасли и основные направления ее развития. Автором проанализирована динамика производства и импорта продукции. Рассмотрен режим «промышленной сборки» и его основные результаты. Определены основные задачи развития отрасли и меры государственной поддержки. Рассмотрен вопрос вступления России во всемирную торговую организацию.

Ключевые слова: автомобильная отрасль, производство, импорт, импортозамещение, стратегия, промышленная сборка, отечественный, Россия.

MODERN PROBLEMS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY Zaborovskiy E.Yu.

Zaborovskiy Evgeniy Yurievich - Master, DEPARTMENT OF MANAGEMENT ORGANIZATION, ECONOMIC FACULTY, MOSCOW STATE REGIONAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the automotive industry is the leading branch of the domestic engineering industry, which determines the economic and social development level of the state. This article describes the current situation in the Russian automotive industry and the main directions of its development. The author analyzes the dynamics ofproduction and import of products. The regime of "industrial assembly" and its main results are considered. The main tasks of the industry development and measures of state support are determined. The question of Russia"s accession to the world trade organization is considered. Keywords: automobile industry, production, import, import substitution, strategy, industrial assembly, domestic, Russia.

На сегодняшний день российская автомобильная отрасль развивается согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года»,


Если налог приходится на товары и услуги, которые используются в не облагаемой НДС деятельности, то в этом случае «входной» НДС нужно включить в их стоимость. Если же наоборот – то «входной» НДС можно принять к вычету. Бывает, что одни и те же товары и услуги используются как в облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности. В этом случае «входной» НДС нужно делить между этими видами деятельности. Для этого используется удельный вес от оказания облагаемых НДС услуг к общему доходу и удельный вес от оказания не облагаемых НДС услуг опять-таки к общему доходу. Медицинские организации могут применять упрощенную систему налогообложения и могут быть переведены на ЕНВД. При этом они могут находиться на двух режимах налогообложения.

Организация учета в медицинских учреждениях

Система ЕНВД при ведении деятельности не применяется. Медицинские услуги не входят в состав бытовых видов, при оказании которых допускается применение ЕНВД. Выгодным вариантом налогообложения при оказании медицинских услуг является УСН при условии соответствия организации ограничениям, установленным для режима.


Положение ОСНО УСН Уплата налогов организациями Налог на прибыль, НДС, имущество Единый налог Уплата налогов ИП НДФЛ, НДС, имущество в качестве физлица Единый налог Отчисления в фонды организациями Суммы, начисленные на заработную плату работников Отчисления в фонды ИП В дополнение к суммам, начисленным на вознаграждения работников, отчисляются взносы на страхование предпринимателя Учет спецодежды и средств индивидуальной защиты Выдача средств индивидуальной защиты является обязанностью организации.

Налог на добавленную стоимость при оказании медицинских услуг

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н. Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога.

При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ. Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99.

Бухгалтерский учёт в медицинских организациях

Однако сумма вознаграждения за оказание посреднических услуг включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 250 НК РФ). Бухгалтерский учет Рассмотрим на примере порядок отражения операций в бухгалтерском учете у медицинских учреждений, заключивших агентский договор на оказание услуг. Пример 2.Медицинский институт заключил агентский договор с диагностическим центром сроком на полгода, по условиям которого последний должен направлять на ФГС своих пациентов.
Стоимость данной услуги составляет 300 руб., 150 руб. — оплата посреднических услуг института (в том числе НДС — 22,88 руб.). В конце месяца институт перечисляет сумму денежных средств, поступившую по агентскому договору. Стоимость лечения равна 3000 руб. В бухгалтерском учете института данные операции будут отражены следующим образом: T T T ¬¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб.

Бухгалтерский учет в медицине

Исходя из рассмотренных выше условий освобождения медицинских услуг от НДС, можно сделать выводы о том, какие медицинские услуги все-таки облагаются НДС. Так, аптекам придется начислять и уплачивать НДС с операций по изготовлению лекарств во всех случаях, кроме изготовления лекарств из сырья заказчика по договору с юридическим лицом. Начислять НДС будет и санаторно-курортное учреждение, если его услуги не оформлены путевками или курсовками, признаваемыми бланками строгой отчетности. Обратим внимание и на то, что освобождение, которое предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не распространяется на косметические услуги. Также придется платить НДС организациям и частнопрактикующим врачам, которые оказывают ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, если их деятельность не финансируется из бюджета.
Учетные документы Характеристика Товарная накладная ТОРГ-12 По данным документа определяется поставщик, покупатель, наименование, стоимость и другая важная информация Акт приемки-передачи ОС-1 Оформляется при оприходовании объекта. В акте устанавливаются данные амортизационной группы, инвентарного номера, срока использования, наличие драгметаллов, ответственное лицо Карточка ОС-6 Данные в карточку переносятся из акта с последующим дополнением информации в течение эксплуатации Предприятия, имеющие незначительное количество ОС на балансе, могут не вести карточки и вносить данные в журнале формы ОС-6Б. Пример оприходования оборудования Медицинский центр приобрел диагностическое оборудование стоимостью 625 000 рублей.
При доставке произведены транспортные расходы в размере 5 300 рублей. Оборудование поступило в разобранном виде, что потребовало проведение монтажа стоимостью 7 000 рублей.

Бухгалтерский и налоговый учет медицинских услуг

В учете центра произведены записи:

  1. Отражено поступление оборудования к установке: Дт 07 Кт 60 на сумму 625 000 рублей;
  2. Отражена стоимость доставки: Дт 07 кт 76 на сумму 5 300 рублей;
  3. Произведена оплата поставщику за оборудование и доставку: Дт 60 Кт 51 на сумму 625 000 рублей;
  4. Произведена оплата услуг перевозчика: Дт 76 Кт 51 на сумму 5 300 рублей;
  5. Отражена стоимость монтажных работ: Дт 07 Кт 60 на сумму 7 000 рублей;
  6. Произведена оплата подрядчику: Дт 60 Кт 51 на сумму 7 000 рублей;
  7. Сформирована стоимость оборудования: Дт 07 Кт 08 на сумму 637 300 рублей;
  8. Отражена постановка основного средства на учет: Дт 01 Кт 08 на сумму 637 300 рублей. При постановке на учет определяется метод начисления амортизации.

Налогового кодекса РФ). Кроме того, оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией и объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). В этом случае налоговая база определяется исходя из рыночной цены на безвозмездно оказанные медицинские услуги. Бухгалтерский учет затрат по безвозмездно оказанным услугам осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списание этих затрат оформляется следующими проводками: Дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму списанной фактической стоимости безвозмездно оказанных услуг; Дебет счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму начисленного НДС по безвозмездно оказанным услугам.

Бухгалтерский и налоговый учет мед услуги

Налоговым периодом по НДС у медицинской организации может быть как месяц, так и квартал. Все зависит от выручки. Если она меньше 1 000 000 руб. (без учета НДС) за квартал, тогда налоговый период равен кварталу, в ином случае – месяцу (ст. 163 НК РФ). При этом в выручку не нужно включать сумму арендной платы, которую организация перечисляет арендодателю.
Выручка у ООО превышает 1 000 000 руб., поэтому налоговый период по НДС – месяц. В платежном поручении на перечисление НДС с арендной платы в поле 101 обязательно нужно указать код 02. Если организация укажет код 01, то она перечислит налог за себя, а не за арендодателя. Перечислив арендную плату и НДС с этой суммы, следует зарегистрировать составленный ранее счет-фактуру в книге продаж. Принять к вычету «входной» НДС по арендной плате ООО не может.
ФГС ¦ ¦ ¦ ¦+ + + + +¦Начислено вознагражде-¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 09 730 ¦ 127,12 ¦¦ние институту за выпол-¦ ¦ ¦ ¦¦нение обязанностей аге-¦ ¦ ¦ ¦¦нта по реализации со-¦ ¦ ¦ ¦¦путствующих медицинских¦ ¦ ¦ ¦¦услуг диагностическим¦ ¦ ¦ ¦¦центром ¦ ¦ ¦ ¦+ + + + +¦Начислен НДС ¦ 2 210 01 560 ¦ 2 302 09 730 ¦ 22,88 ¦+ + + + +¦Выплачено диагностичес-¦ 2 302 09 830 ¦ 2 201 01 610 (226) ¦ 150 ¦¦ким центром вознаграж-¦ ¦ ¦ ¦¦дение институту за¦ ¦ ¦ ¦¦реализацию сопутствую-¦ ¦ ¦ ¦¦щих медицинских услуг ¦ ¦ ¦ ¦L + + + Из приведенных примеров следует, что первый из предлагаемых методов оптимизации налогообложения сопутствующих медицинских услуг позволяет медицинскому учреждению не облагать стоимость данных услуг НДС, а также относить на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль свои затраты по оплате данных услуг организациям-партнерам.

Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта.

В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности. Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

В отличие от медицинских учреждений, являющихся некоммерческими организациями, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, бухгалтерский учет в частных клиниках имеет свою специфику. Бухгалтерский учет в частной клинике не так строго регламентирован.
Общие правила предоставления платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года №27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (далее - Правила оказания услуг).
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг платные услуги могут оказываться в виде профилактической, лечебно - диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. При этом специализированная медицинская помощь может быть предоставлена как в учреждении (стационарно), так и с выездом на дом.
Оказание услуг может осуществляться:
- поликлиниками для взрослых;
- поликлиниками для детей;
- стоматологическими поликлиниками;
- гомеопатическими поликлиниками;
- косметологическими лечебницами, в том числе со стационарами;
- физиотерапевтическими поликлиниками;
- амбулаториями наркологическими;
- лечебно-консультационными центрами и так далее.
Отношения по предоставляемым услугам, согласно Правилам оказания услуг, регулируются заключаемыми между заказчиком (юридическим и физическим лицом) и лечебным учреждением договорами.
Медицинские учреждения в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке несут ответственность перед заказчиком (потребителем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора предоставления услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг, заказчик (потребитель) вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Частные клиники ведут бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее – План счетов)
Поскольку оказание услуг в коммерческих учреждениях здравоохранения является основным видом деятельности, то в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ, расходы по оказанию услуг будут отражаться на счете 20 «Основное производство». Большая часть затрат основного производства будет формироваться за счет лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.
Приобретение материалов в коммерческие организации отражается записью:
Дебет 10 Кредит 60
- материалы по фактической себестоимости.
Расход материалов отражается записью:
Дебет 20 Кредит 10
- отпускная стоимость материалов, определенная в соответствии с выбранным в учетной политике способом (ФИФО, средней себестоимости).
Медицинские организации могут оказывать медицинские услуги, как облагаемые НДС, так и не облагаемые НДС. В этом случае бухгалтерия обязана вести раздельный бухгалтерский учет (пп. 4 ст. 149 НК РФ). При этом ведение раздельного учета может быть организовано путем открытия соответствующих субсчетов второго порядка по счету учета реализации.
Если организация при приобретении материалов предполагает их использовать для оказания услуг, реализация которых не облагается НДС, то при постановке на учет материалов вся сумма НДС, подлежащая уплате поставщикам, отражается по дебету счета 19 субсчет «НДС по ценностям, используемым для осуществления не подлежащих налогообложению операций» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Перечень медицинских услуг, оказываемых населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
ПРИМЕР
Частная клиника «Магнолия» оказывает медицинские услуги как облагаемые НДС, так и не облагаемые НДС. В текущем месяце клиника приобрела материалов на сумму 120 000 руб., в том числе НДС 18 305 руб. Часть материалов стоимостью 45 000 руб. (в т.ч. НДС) была использована для деятельности, облагаемой НДС, остальная часть материалов использована на деятельность, НДС не облагаемой. В бухгалтерском учете для раздельного учета могут быть открыты счета:
- 20-1 – для учета деятельности, облагаемых НДС;
- 20-2 – для учета деятельности, НДС не облагаемой.
На счетах бухгалтерского учета будут сделаны записи:
Дебет 10 Кредит 60
- 101 695 руб. – на сумму поступивших материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 305 руб. – на сумму НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 120 000 руб. – произведена оплата поставщику;
Дебет 20-1 Кредит 10
- 38 136 руб. – стоимость материалов без НДС отпущена на вид деятельности, подлежащих обложению НДС;
Дебет 10 Кредит 19
- 11 441 руб. – НДС по материалам, используемым в деятельности, не подлежащей обложению НДС, включена в себестоимость материалов;
Дебет 20-2 Кредит 10
75 000 руб. – израсходованы материалы на деятельность, не облагаемую НДС;
Дебет 68 Кредит 19
- 6 864 руб. – зачет НДС.

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н);
- Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
- Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их "специального" учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной, наркотические лекарственные средства - 3-дневной, все остальные - 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ ( Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по "специальному" учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица - старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, "медикаменты на посту". Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) - отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) - отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.